Статьи » Биржа, котировки, котирование и другие полезные вещи

Страница 6

В заключении хотелось бы кратко резюмировать все сказанное в данной статье.

Котирование – процедура определения результирующей цены за данный период времени.

Котировка – цена конкретной сделки.

Котировальная цена – результирующая цена за данный период времени, служащая ориентиром в общеэкономическом масштабе.

Главной задачей биржи является котирование торгуемых активов с помощью соответствующего механизма.

В случае невозможности обеспечения достоверного котирования, актив снимается с торгов.

В случае появления нового актива с достаточной степенью ликвидности, он может быть принят на котирование.

Степень ликвидности торгуемого актива – способность актива обеспечивать необходимое количество заключенных сделок в течение торговой сессии.

Биржевой товар – товарный актив, преимущественно сырьевого характера, имеющий постоянные стандартные свойства, торгуемый оптовыми партиями без предварительного осмотра, постоянно присутствующий на биржевых торгах.

Согласно постановлению Кабинета Министров от 05.02.2004г. №57 «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов», предприятия-производители высоколиквидной продукции должны назначать свои отпускные цены по прямым договорам в соответствии с котировками на товарно-сырьевых биржах.

При внедрении в практику данного требования, выявилось следующее противоречие.

Во первых. В соответствие с временными положениями о порядке реализации высоколиквидной продукции, «стартовая» цена на биржевых торгах (фактически, по общепринятой в мире биржевой терминологии, она является ценой открытия) устанавливается не самой биржей, а продавцом (предприятием-производителем) по согласованию с министерством финансов. Например, по автомобильному бензину (положение зарегистрировано министерством юстиции РУз 06.05.2004 №1346),это звучит так: «Стартовая цена на продукцию определяется на уровне регулируемой цены, применяемой при реализации с нефтебаз АК «Узнефтепродукт» (с учетом отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов, специальной надбавки и расходов, связанных с транспортировкой и реализацией). При этом для ширкатов, фермерских хозяйств, дехканских хозяйств с образованием юридического лица и машинно-тракторных парков АК «Узагромашсервис» стартовая цена определяется без учета НДС».

Во вторых. В тех же временных положениях установлен максимальный предел повышения уровня цен в течение дня (от 5 до 10% от «стартовой» цены). Кроме того, независимо от результатов торгов предыдущего дня (фактически, по общепринятой в мире биржевой терминологии, цены закрытия), каждый последующий день начинается с той же самой одной и той же так называемой «стартовой» цены.

Иными словами, биржа не определяет цену открытия. Роль ее сводится к созданию механизма котирования в пределах 10- или 5-процентного коридора при постоянной «стартовой» цене (т.е. цене открытия). Таким образом, в данном случае, биржа дает не рыночную котировку на котируемый актив исходя из реального соотношения спроса и предложения, а лишь величину отклонения от заранее установленного постоянного уровня. Но и для этого отклонения опять-таки установлен постоянный «потолок».

Заострение внимания на понятии «цена открытия» не случайно. В техническом анализе биржевых рынков цене открытия отводится весьма важная роль. Японцы говорят: «По рассветному часу весь день равняется». Так и цена открытия определяет дальнейшее развитие торговой сессии. Она дает представление о возможном направлении движения цен в течение дня. В это время все вечерние новости и слухи уже отфильтрованы и соединяются воедино в одной временной точке. Торговлю на рынке очень часто сравнивают с битвой. В этом смысле начало торгов дает первое представление о поле боя и позволяет предварительно оценить расстановку противоборствующих сил.

Учитывая, что товары, объединенные под общим названием «высоколиквидная продукция», пользуются постоянным повышенным спросом, все сделки по ним заключаются по ценам около максимальных, определенных «потолком».

Таким образом, предприятия-производители высоколиквидной продукции (продавцы), при определении цен по заключаемым прямым договорам, ориентируются на «котировку» биржи, которая, в свою очередь, основывается на их же отпускной цене, согласованной с министерством финансов. Получается замкнутый круг.

В общепринятом в мировой практике биржевом механизме ценообразования цена закрытия каждого предыдущего дня ложится в основу цены открытия каждого последующего дня. Иначе теряется смысл биржевой котировки, которая должна отражать реальное соотношение спроса и предложения на рынке. Может ли возникнуть ситуация, когда, например, на Лондонской международной нефтяной бирже (International Petroleum Exchange) сегодняшние торги начались бы без учета уровня цены, зафиксированной вчера? Ответ очевиден.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Оценка влияния предлагаемых мероприятий на финансовый результат
Предложенный мной вид вклада ориентирован большей частью на состоятельных клиентов, так как прослойка состоятельных россиян с легальным капиталом постоянно растет. И перед ними встает вопрос – кому доверить свои деньги? Потенциал российск ...

Структура ресурсов коммерческих банков на современном этапе
Структура банковских ресурсов отдельного коммерческого банка зависит от степени его специализации или, наоборот, универсализации, особенностей его деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов. По своему экономическому содержанию ресурсы ...

Обзор российского рынка ипотечного кредитования
Развитие ипотечного кредитования, наряду с потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, является одним из приоритетных направлений стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. Российский рынок ипотечного к ...