Страница 1

О рынке сбережений и накоплений в целом можно говорить только с середины 1994г.: именно в этот период появились реальные условия для накопления. Как раз в это время произошла относительная стабилизация курса тенге, произошло значительное снижение уровня месячной инфляции, были произведены выплаты бюджетникам за несколько месяцев. Скорее всего, с этого времени экономический показатель “склонность к накоплению” стал отличен от нуля, что на уровне обыденного понимания означает, что каждый человек задумывается о том, сколько денег откладывать на сбережение.

Банковский депозитный рынок стал осязаемым в конце 1994г., когда процентные ставки по депозитам стали позитивными.

Необходимо указать причины, вынудившие банки активизировать депозитную политику, которые выявляются при изучении сложившийся в то время ситуации на финансовом рынке. Эти причины можно назвать конъюнктурными, так как они важны на коротком периоде времени и при изменении ситуации уже могут стать неактуальными.

Важно отметить, что население уже имело некоторые сбережения. По официальным данным, сбережения и наличные деньги на руках составили на конец 1994г. 5096,2 млн. тенге. В действительности, по нашим оценкам, реальная величина сбережений граждан достигает величины, гораздо превышающей указанную сумму, так как население активно рекапитализировало свои накопления. И эта сумма достаточно большая, чтобы вызвать интерес банков к привлечению этих средств. Это можно назвать первой локальной причиной.

Можно отметить, что население уже начало активно искать эффективные и, самое главное, надежные способы вложения своих сбережений. Различные высокорисковые виды вложений исчерпали лимит доверия у населения. Об этом свидетельствует волна банкротств различных трастовых, венчурных предприятий, прокатившаяся в то время. Поэтому к концу 1994г. население психологически тяготело к вложению денег в устойчивые, юридически легитимные финансовые учреждения, каковыми являются банки. Можно сказать, что после этих событий мы рыночно повзрослели, перестали искать неадекватно высокие проценты. Это вторая локальная причина, потребовавшая глубокого анализа и изменения депозитной политики.

Ко всему этому необходимо добавить, что ряд банков начал разработку различных программ, привлекательных для потенциальных вкладчиков. То есть на финансовом рынке появился элемент конкуренции между банками за вкладчиков. Конкуренция на депозитном рынке начиная с того времени усиливается, так как работа в этой сфере только начинается. Это является третьей локальной причиной для проведения активной, можно даже сказать агрессивной депозитной политике.

Кроме этого, достаточно привлекательными для населения стали налоговые льготы (вначале оформленные как временные) при вложении средств в банковские депозиты. Физические лица освобождены от налога на доход по депозитам.

В развитых банковских системах банки играют важную роль в привлечении сбережений населения, предприятий, заставляя работать огромные денежные массы на развитие экономики. Анализ пассивов крупнейших мировых банков показывает, что сбережения населения и средства предприятий составляют в обязательствах банков в среднем 70-80%. В Казахстане аналогичный показатель, включающий средства на расчетных счетах, вклады, депозиты, в среднем для банков равнялся в конце 1994г всего 15-35%. Общая сума вкладов и депозитов в пассивах банков в среднем колебалась от нескольких процентов до 25%. Это говорит о том, что банки Казахстана в то время в неполной мере использовали свои возможности по привлечению средств населения и предприятий. Дальнейшие события на депозитном рынке показали, что банки достаточно активно бросились форсировать свое положение в сторону усиления.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик
Является важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики. Эта взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух векторов экономической политики и зависимости от базовых условий её осуществления; во-вт ...

Организация процесса кредитования физических лиц
Розничное кредитование является ключевым звеном в линейке банковских продуктов. Кредитные продукты Банка отвечают потребностям различных целевых аудиторий: – целевое кредитование; – нецелевые потребительские кредиты; – кредиты на неотл ...

Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в России
Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития. Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством ...