Статьи » Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

Страница 6

Другой задачей, которая решается при рекапитализации банков, является повышение уровня корпоративного контроля и управления, а также ответственности ведущих акционеров за деятельность банков (прежде всего, за обеспечение надежности работы с клиентами и полного выполнения обязательств перед ними). Расширение активных операций и повышение их результативности станут важными факторами улучшения обслуживания клиентов. Удовлетворять же претензии вкладчиков и кредиторов следует с использованием других инструментов, например, путем реструктуризации и рефинансирования займов на приемлемых для вкладчиков и кредиторов условиях. Для решения таких задач вместо рекапитализации проблемных банков целесообразнее использовать другие рычаги их оздоровления, в частности, предоставление государством кредитов или государственных гарантий.

Вопросы первоочередности проведения рекапитализации проблемных банков или реструктуризации и рефинансирования их обязательств имеют важное значение в оздоровлении проблемных банков. Государственные органы управления, осуществляющие операции по реализации таких проектов, настаивают на первоочередном проведении реструктуризации долгов. В частности, чиновники убеждают, что банки не будут рекапитализированы, пока не будут реструктуризированы их внешние долги. Что касается компаний-кредиторов, то они пытаются навязать проекты проведения реструктуризации займов только после завершения рекапитализации банков.

Направление ресурсов, привлеченных при рекапитализации банков, на проведение рефинансирования их задолженности нецелесообразно. Поэтому позиция правительства относительно необходимости проведения рекапитализации после решения проблем по погашению или реструктуризации задолженности банков более обоснованна. Увеличение уставного капитала при наличии убытков нецелесообразно с точки зрения бизнеса. Ведь в таком случае средства направляются на погашение обязательств, а не на обеспечение прибыльной работы учреждения. В таких условиях и государственные ресурсы, привлеченные с целью рекапитализации, будут направляться на погашение долга, причем неопределенными становятся перспективы этих вложений. Понятно и то, что без принятия и реализации программы стабилизации развития экономики и обеспечения экономического роста (то есть решения макроэкономических проблем) такие вливания не могут быть результативными. Попытки решить проблемы вкладчиков и кредиторов банков путем проведения рекапитализации с использованием государственных средств не в полной мере отвечают и требованиям действующего законодательства Украины. Согласно Закону Украины "Об акционерных обществах" от 17 сентября 2008 г. (ст. 5, ч. 5), увеличение уставного капитала акционерного общества для возмещения убытков не допускается.

В России также происходила недостаточная капитализация большинства банков, из-за чего они не могут должным образом финансировать национальные компании. Правительством и Центральным банком было принято решение о проведении рекапитализации банков, на что в 2009 г. было выделено 300 млрд. руб. Однако, по мнению С. Андрюшина и В. Кузнецовой, эта поддержка станет бессмысленной без предварительной "расчистки" их балансов. Ведь при условии увеличения "плохих" долгов до 10% требуется дополнительная капитализация в объемах до 170 млрд. руб., до 15% - 400-470 млрд. руб., до 20% - 900 млрд. руб. Такие средства в бюджете Российской Федерации отсутствуют.

Нельзя согласиться и с тем, что государство в каждом проблемном банке, рефинансируемом с использованием бюджетных ресурсов, должно стать главным акционером и получить полный корпоративный контроль. Целесообразнее оздоровление банка проводить с участием государства в пределах капитала, необходимого для обеспечения его устойчивости. Но при этом наличие государственных ресурсов в структуре капитала банка предусматривает коренной пересмотр направлений его деятельности. Следует заключить соглашения между собственниками частных пакетов акций и государством, предполагающие совместное участие в их оздоровлении. Все это нужно для достижения основной цели таких операций. А для усиления роли государства в системе корпоративного управления на определенный срок важно разработать подходы с использованием других инструментов. Так, в зарубежных странах применяется принцип "золотой акции".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Денежно-кредитная политика ЦБР в 2001 году как средство стабилизации экономики
Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2001 г., разработанные ЦБР, представлены в двух вариантах: Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 2000 г.; Второй – проведение политики, ориентированн ...

Правовые и организационные особенности ДМС
В отличие от обязательного, добровольное медицинское страхование основано на принципе свободы договора, означающего добровольное принятие решения страхователем о заключении договора, отсутствие законодательно закрепленного размера страхов ...

Институциональные основы обязательного социального страхования в современных условиях
Основой социальной политики Российской Федерации является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая материальную поддержку, м ...