Статьи » Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

Страница 7

Попытки органов государственного управления получить полный контроль в системе корпоративного управления приводят к усилению борьбы с ведущими акционерами. Вместо согласованных подходов к оздоровлению банковского учреждения (с целью увеличения привлечения ресурсов негосударственных инвесторов) устанавливаются условия передачи контрольного пакета акций государству. При этом происходят обесценивание стоимости пакетов акций (что отражает влияние не только рыночных, но и административных факторов), остающихся в собственности акционеров, и резкое снижение их роли в системе корпоративного контроля.

Проведение рекапитализации банков с использованием бюджетных ресурсов предусматривает достижение договоренности между правительством и частными собственниками банков об условиях такого оздоровления. Заявки на рекапитализацию, как уже отмечалось, поступили от нескольких банков: "Надра" (потребность в капитале около 5 млрд. грн.), "Укрпромбанка" (7 млрд. грн.), "Укргазбанка" (1,5млрд. грн.), "Финансы и кредит" (более 2 млрд. грн.), "Родовид Банка" (3,2 млрд. грн.), "Имексбанка" и банка "Киев". Для участия государства в рекапитализации правительство поставило условие, чтобы доля частных собственников в акционерном капитале была снижена до 25% минус одна акция, а в собственности государства должно быть 75% плюс одна акция. Но такой порядок не устроил собственников банков.

Примером может служить ситуация, возникшая в связи с попыткой получить в собственность государства контрольный пакет акций банка "Надра". При подготовке к проведению операции оказалось, что такой пакет находится в залоге у одной зарубежной компании (название которой не обнародовано), которая в предыдущие периоды выдала банку заем в размере 60 млрд. дол. под залог 51% ее акций. Срок погашения займа истек в марте 2009 г. Временный администратор, назначенный для руководства банком в период его реорганизации, пытался оспорить право на передачу данного пакета акций. Компания же мешала проведению рекапитализации банка с участием государства в случае перехода в его собственность контрольного пакета акций.

Акционеры 'Укргазбанка" на внеочередном общем собрании приняли решение и обращении к правительству с предложением о целесообразности вхождения государства в состав акционеров банка, поскольку увеличение объемов уставного капитала позволит стабилизировать работу банка. Еще один пример - попытки привлечь государственные ресурсы в активы "Родовид Банка". Его акционеры на общем собрании приняли решение о передаче в государственную собственность не менее 50% плюс одна акция. Также государству предложили выкупить акции дополнительной эмиссии в обмен на государственные облигации. У нынешнего инвестора банка - группы "Истил" - предлагалось оставить блокирующий пакет акций с правом выкупа. После улучшения финансового состояния банка доля государства должна подлежать выкупу.

Однако вряд ли такие намерения можно расценить как попытку превратить частный банк (банк, в состав акционеров которого не входят государственные учреждения либо предприятия) в банк со стопроцентной собственностью государства. Скорее всего, ведущие акционеры пытались привлечь дополнительные ресурсы с целью провести рекапитализацию и частично изменить состав акционеров. К тому же не исключено, что акционеры надеялись на то, что государство не может длительное время находиться в составе ведущих акционеров банка. После завершения оздоровления банковских учреждений государство вынуждено будет приватизировать свою долю в уставном капитале указанных банков.

Также следует обратить внимание на то, что передача полного (или даже контрольного) пакета акций государству все-таки позволяет решить некоторые проблемы банковской системы. Однако необходимо иметь в виду, что такие преобразования станут основой для возникновения новых противоречий и обострения рисков в развитии банков. Одним из них является неизбежное снижение качества корпоративного управления вследствие доминирования государственных органов в осуществлении контроля за деятельностью менеджеров. И причины здесь не в том, что органы государственного управления не имеют в достаточном количестве квалифицированных управленцев в сфере банковской деятельности. Важнее то, что в таких условиях деятельность менеджмента не столько определяется рыночными факторами, сколько зависит от решений политиков, имеющих отношение к корпоративному контролю. То есть происходят существенные изменения в мотивации их деятельности. Работа менеджмента нацелена прежде всего на выполнение установок органов государственного управления, которые часто направлены на решение текущих, а не последующих проблем. В то же время вместо углубления рыночных преобразований наблюдается усиление административного вмешательства в экономику.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Анализ банковской системы Российской Федерации за 2009-2012 года
Итоги 2011 года для банковского сектора оказались во многом позитивными, однако стало понятно, что вернутся в докризисное время уже не удастся, а точки роста придется искать более жестких условиях. По итогам года общий объем кредитов, де ...

Пути совершенствования организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что ООО "Новосибстрой", несмотря на приток денежных средств (положительный чистый денежный поток) в анализируемом периоде, временами испытывало дефицит денежных средств, нео ...

Историческое развитие кредитной системы России
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов фор ...