Статьи » Банковские проверки кредитных организаций » Инспектирование кредитных организаций

Страница 3

Инспектирование выполняет функцию по обеспечению достоверности отчетности банков, которая служит информационной базой для дистанционного надзора. Инспекционные проверки, затрагивающие вопросы правильности ведения бухгалтерского учета, обеспечивают методологическую правильность и достоверность формирования отчетности банков.

Здесь уместно заметить, что информационная база надзора, отношения между банками и регулятором требуют незамедлительного и коренного пересмотра. В настоящее время коммерческие банки перегружены отчетностью. Надзорная практика, особенно при реализации новых направлений, неизбежно потребует представления новых показателей. Современные средства коммуникации и информационные технологии позволяют решить эту задачу, как на новом технологическом уровне, так и на перспективу.

Сегодня существует необходимость включения информационных технологий в орбиту интересов инспекционных подразделений. Речь идет не о безопасности, конфиденциальности или технической надежности данного направления. Интересы надзора будут сосредоточены на основных направлениях банковских рисков, реально угрожающих устойчивости банков и банковской системы в целом. Следует отметить, что на сегодня данные риски практически не изучены. Таким образом, необходимо оперативно решать вопросы о разработке и внедрении регламентов (стандартов), применении информационных технологий в банках, требованиях к программному обеспечению и всестороннему контролю[48]). Инспекционная деятельность может сыграть существенную роль в совершенствовании законодательной базы. В ходе инспекционной деятельности выявляются и фиксируются определенные нарушения. Анализ причин таких нарушений дает основание для понимания оправданности существования тех или иных правовых норм. В зависимости от массовости нарушений (разовые, характерные для большинства банков, для определенной категории банков и т.д.) и их причин (низкая квалификация персонала в конкретном банке, недостаточная методологическая проработанность со стороны регулятора, несоответствие нормы сложившимся потребностям и условиям банковской деятельности и т.д.) должны вырабатываться предложения по внесению изменений в нормативную базу. Инспекционная деятельность, по сути, дает ответ - насколько эффективно работает нормативно-правовая база, в какой степени она отвечает конкретным целям надзорной практики.

Начиная с 1 января 2012 года в единую структуру инспектирования вошли 43 субъекта РФ. Усилия инспекционных подразделений Банка России были направлены в первую очередь на определении профиля рисков, их концентрации оценки качества активов и капитала, выявлении конечных получателей заемных средств и источников погашения ссудной задолженности. По отчетам ЦБ РФ за 2011 год основная доля проверок (76,6%) была проведена в соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2011 год». На внеплановой основе проведено 268 проверок. По результатам инспекционной деятельности были зафиксированы нарушения, связанные в основном с недооценкой кредитных рисков (30,7% всех нарушений), а также в сфере законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (24,3%). Отдельные нарушения были связаны с организацией работы по ведению бухгалтерского учета (7,0%), несоблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов валютного регулирования (5,3%), организацией кассовой работы (4,0%). Информация по операциям и сделкам кредитных организаций, содержавших признаки возможных нарушений в сфере экономики, направлялась в органы прокуратуры Российской Федерации[49]).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме: