Страница 2

наличие акцента (согласия) на платеж;

срочность платежа согласно договору;

взаимный контроль участников расчетов;

имущественная ответственность участников.

Историческое развитие российской структуры платежных инструментов не всегда носило прогрессивный характер, подразумевающий качественный переход от низших форм платежных инструментов к высшим, наиболее развитым. На определенных исторических этапах изменения в сфере платежных инструментов и способов платежа способствовали их возврату к прежним, уже пройденным стадиям и общей деградации (например, безмонетный период ХI - ХIII веков, период военного коммунизма 1918-1921 годов). Развитие структуры платежных инструментов в условиях неблагоприятной среды по нисходящей в какой-то мере позитивный момент, поскольку позволяет ей сохраниться в более простых формах и иметь возможность качественного развития в дальнейшем.

Банк России не участвует напрямую в расчётах наличными деньгами, но непосредственно обеспечивает возможность осуществления таких расчётов, создавая инструмент (наличные деньги) и регулируя данные операции на основе осуществления нормотворческой деятельности и надзора за функционированием участников расчётных отношений. Соответственно, Банк России определяет правила и порядок осуществления безналичных расчётов. Таким образом, не выполняя расчётно-платёжных операций, ЦБ создаёт основы их осуществления.

Для полноценного функционирования платёжной системы необходимо проведение межбанковских расчётов. Для осуществления МБР нужно установить корреспондентские отношения и открыть корреспондентский счёт. Для получения лицензии любой кредитной организации необходимо открыть корсчёт, т.е. она автоматически становится участником платёжной системы Банка России. ЦБ, являясь владельцем и оператором собственной платёжной системы, совершает МБР и проводит платежи клиентов, не являющихся кредитными организациями, через свои учреждения.

Расчетная сеть Банка России обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России. Таким образом, платежная система ЦБ РФ является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе.

В клиринговой системе Банка России платежи осуществляются на двух уровнях: в пределах одного региона - внутрирегиональные платежи, составляющие основную часть проходящих через расчетную систему Центрального Банка РФ платежей (почти 90% по количеству и 82% по объему), и платежи, участники которых находятся в разных регионах - межрегиональные платежи.

Так же как центральные банки многих стран Банк России совмещает в одном лице функции клиринговой организации и регулятора рынка платежных услуг. Основная масса переводов денежных средств в стране осуществляется через расчетную сеть Банка России, которая фактически является единственной полноценной клиринговой системой.

Количество платежей, проводимых через платежную систему Банка России очень велико, что обусловлено, прежде всего, использованием для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в ЦБ РФ, имеющих практически нулевой кредитный риск, что минимизирует их финансовые риски. Кроме того, это можно объяснить довольно надежным функционированием расчетной сети Банка России.

В последнее время усилия Банка России направлены на увеличение доли платежей, совершаемых электронными платежными документами полного формата, содержащими всю информацию о платеже. Это имеет важное значение для повышения эффективности процесса клиринга денежных переводов, осуществляемых через расчетную сеть Центрального Банка РФ, поскольку облегчает и ускоряет процесс документооборота, а следовательно, ускоряет процессы расчётов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Реализация сберегательной политики коммерческим банком
Политика банка в области сбыта и коммуникационная политика, позволяют наиболее полно воздействовать на факторы потребительского выбора. Организации сбытовой сети банка с ориентацией на потребности клиентов, а также определение наиболее уд ...

Вывод
Российское государство и российский бизнес не принимают участия в поддержке кредитования национальной системы образования и за редким исключением (например, программа «Кредо») кредиты на образование являются чисто рыночным, и потому дорог ...

Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов
Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных интервалах влияют ...