Таким образом, пластиковая карточка – это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары, работы и услуги, получать наличные денежные средства.

Наиболее адекватным представляется деление всех карт, используемых в коммерческой и банковской деятельности, на следующие виды:

— платежные и кредитные;

— торговые и банковские карты;

— дебетовые, кредитные и дебетно-кредитные;

— персонифицированные и неперсонифицированные;

— карты, использующие режим реального времени on-line и автономный режим off-line.

Развитие расчетов банковскими пластиковыми карточками способствует уменьшению объема наличного денежного оборота и снижению издержек обращения в общественном хозяйстве.

Механизм расчетов прост, в нем задействованы держатель карточки, банк-эмитент, банк-эквайер и предприятия торговли и сервиса.

По состоянию на 01.01.2009 всего в республике в обращении находилось порядка 6 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, то есть более чем каждый второй гражданин республики являлся владельцем банковской пластиковой карточки. Число предприятий торговли и сервиса, обслуживающих держателей пластиковых карт, достигло 8962 единиц, число платежных терминалов составило 27609 штук, банкоматов - 2452 штук, пунктов выдачи наличных денежных средств - 3275 штук, платежно-справочных терминалов самообслуживания - 7073 штук.

В настоящее время бесспорным лидером на рынке пластиковых карточек является ОАО «АСБ Беларусбанк». Он одним из первых в республике инициировал развитие и их использование в безналичном платежном обороте.

Для решения проблем, с которыми сталкиваются владельцы карточек на данном этапе, необходимо:

— согласовывать действия по формированию оптимальной программно-технической инфраструктуры использования банковских пластиковых карточек, позволяющей проводить в ней операции с карточками всех платежных систем, функционирующих в Беларуси;

— совместно с предприятиями торговли и сервиса разрабатывать и внедрять новые программы, направленные на повышение заинтересованности предприятий торговли и сервиса и держателей карточек в безналичных расчетах;

— постоянно проводить маркетинговые мероприятия по привлечению держателей карточек в торговые точки;

— развивать новые виды услуг;

— повышать квалификацию специалистов банка;

— на основе глубоко проработанных бизнес-планов обеспечивать баланс экономических интересов клиентов – держателей карточек, банков-эмитентов, банков-агентов, банков-эквайеров, процессинговых центров, предприятий торговли (сервиса);

— устанавливать экономически обоснованные тарифы на услуги;

— банкам проводить процентную политику, направленную на рост остатков денежных средств на счетах держателей карточек.

Что касается перспектив использования пластиковых карточек в Республики Беларусь, то для ускорения темпов внедрения в их платежный оборот республики необходимо осуществить следующие меры: обеспечить синхронность объемов эмиссии банковских пластиковых карточек и развития инфраструктуры их использования; на основе глубоко проработанных бизнес-планов обеспечивать баланс экономических интересов клиентов – держателей карточек, банков-эмитентов, банков-агентов, банков-эквайеров, процессинговых центров, предприятий торговли (сервиса); устанавливать экономически обоснованные тарифы на услуги; банкам проводить процентную политику, направленную на рост остатков денежных средств на счетах держателей карточек.

Еще по теме:

Противоаварийная защита
Противоаварийная защита - комплекс дополнительных технических и организационных мероприятий, обеспечивающих устойчивость технологии наземного хранения нефтепродукта к его неконтролируемому (аварийному) выходу, с последующими эшелонами защ ...

Принципы банковского кредитования
Банковское кредитование предприятий и других ор­ганизационно-правовых структур на производствен­ные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент сист ...

Организация управления рисками в банках
Либерализация и неустойчивость финансовых рынков, возросшая конкуренция и диверсификация деятельности подвергают банки новым рискам и требуют для сохранения конкурентоспособности постоянно обновлять способы управления бизнесом и связанным ...