Таким образом, пластиковая карточка – это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары, работы и услуги, получать наличные денежные средства.

Наиболее адекватным представляется деление всех карт, используемых в коммерческой и банковской деятельности, на следующие виды:

— платежные и кредитные;

— торговые и банковские карты;

— дебетовые, кредитные и дебетно-кредитные;

— персонифицированные и неперсонифицированные;

— карты, использующие режим реального времени on-line и автономный режим off-line.

Развитие расчетов банковскими пластиковыми карточками способствует уменьшению объема наличного денежного оборота и снижению издержек обращения в общественном хозяйстве.

Механизм расчетов прост, в нем задействованы держатель карточки, банк-эмитент, банк-эквайер и предприятия торговли и сервиса.

По состоянию на 01.01.2009 всего в республике в обращении находилось порядка 6 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, то есть более чем каждый второй гражданин республики являлся владельцем банковской пластиковой карточки. Число предприятий торговли и сервиса, обслуживающих держателей пластиковых карт, достигло 8962 единиц, число платежных терминалов составило 27609 штук, банкоматов - 2452 штук, пунктов выдачи наличных денежных средств - 3275 штук, платежно-справочных терминалов самообслуживания - 7073 штук.

В настоящее время бесспорным лидером на рынке пластиковых карточек является ОАО «АСБ Беларусбанк». Он одним из первых в республике инициировал развитие и их использование в безналичном платежном обороте.

Для решения проблем, с которыми сталкиваются владельцы карточек на данном этапе, необходимо:

— согласовывать действия по формированию оптимальной программно-технической инфраструктуры использования банковских пластиковых карточек, позволяющей проводить в ней операции с карточками всех платежных систем, функционирующих в Беларуси;

— совместно с предприятиями торговли и сервиса разрабатывать и внедрять новые программы, направленные на повышение заинтересованности предприятий торговли и сервиса и держателей карточек в безналичных расчетах;

— постоянно проводить маркетинговые мероприятия по привлечению держателей карточек в торговые точки;

— развивать новые виды услуг;

— повышать квалификацию специалистов банка;

— на основе глубоко проработанных бизнес-планов обеспечивать баланс экономических интересов клиентов – держателей карточек, банков-эмитентов, банков-агентов, банков-эквайеров, процессинговых центров, предприятий торговли (сервиса);

— устанавливать экономически обоснованные тарифы на услуги;

— банкам проводить процентную политику, направленную на рост остатков денежных средств на счетах держателей карточек.

Что касается перспектив использования пластиковых карточек в Республики Беларусь, то для ускорения темпов внедрения в их платежный оборот республики необходимо осуществить следующие меры: обеспечить синхронность объемов эмиссии банковских пластиковых карточек и развития инфраструктуры их использования; на основе глубоко проработанных бизнес-планов обеспечивать баланс экономических интересов клиентов – держателей карточек, банков-эмитентов, банков-агентов, банков-эквайеров, процессинговых центров, предприятий торговли (сервиса); устанавливать экономически обоснованные тарифы на услуги; банкам проводить процентную политику, направленную на рост остатков денежных средств на счетах держателей карточек.

Еще по теме:

Особенности продаж B2B
В B2B генеральная линия — как можно ближе сойтись с партнером (клиентом), наладить прочные дружеские, даже родственные отношения. Добиться того, чтобы у партнера даже не возникало мысли перейти к поставщику конкуренту. «Условия работы, ко ...

Методы оптимизации кредитного портфеля банка
Для дополнения действующей системы управления кредитным портфелем можно предложить следующие - по совершенствованию системы оценки качества индивидуальных ссуд, всего кредитного портфеля, а также системы создания, корректировки и использ ...

Развитие системы кредитования в России, основные тенденции
Элементы системы кредитования — это не навсегда что-то заданное по содержанию, они отражают имеющееся целое, находящееся в стадии развития. Тенденция (позднелат. tendentia — направленность, лат. tendo — направляю) определяется как «направ ...