Страница 1

В структуре эмитентов на рынке облигаций на конец 2008 г. были представлены все крупнейшие отрасли промышленности, транспорт, связь, торговля, наука, а также банки и финансовые компании. При этом эмиссии компаний, представляющих металлургию, топливную промышленность, пищевой промышленности, связь и банки, занимали почти 68 % от общего объема размещенных выпусков. Для сравнения, по итогам 2007 г. такую же долю рынка занимали компании только трех отраслей (топливной промышленности, металлургии и банков), что говорит о повышении интереса к рынку со стороны все большего спектра эмитентов.

Важной тенденцией 2008 г. стал уход крупных заемщиков на западные рынки капитала. Среди них либо компании с экспортно-ориентированным характером деятельности, либо компании, выручка которых привязана к валютному курсу (например, крупнейшие сотовые операторы). Объем рынка российских корпоративных еврооблигаций в 2008 г. увеличился на 208%, с 4 млрд. долл. до 12,3 млрд. долл. Однако еще в конце 2008 г. российские компании и банки озвучили планы по выходу на рынок еврооблигаций в объеме, превышающем текущий объем рынка – компании собираются разместить в 2009 г. еврооблигационные займы более чем на 13 млрд. долл. США. В связи с этим в структуре эмитентов рублевых облигаций доля, например, топливной промышленности, лидировавшей в 2007 г., упала в два раза – с 28 % до 14 %. Уход этой группы эмитентов связан с группой факторов:

1) заимствование в иностранной валюте способствует снижению рисков экспортно-ориентированных компаний;

2) возможность получить сравнительно недорогое и, главное, долгосрочное финансирование в крупных размерах;

3) укрепление рубля повысило реальную стоимость рублевых заимствований для экспортно-ориентированных компаний.

Наряду с компаниями-экспортерами свою активность на рынке рублевых облигаций снизили финансовые компании и банки. Их уход на западные рынки, скорее всего, обусловлен потребностью в валютных ресурсах для кредитования своих основных клиентов (как правило, это банки, входящие в состав крупных финансово-промышленных групп).

Помимо ухода части компаний на рынок еврооблигаций, в структуре эмитентов в 2008 г. произошли следующие изменения:

1) На лидирующие позиции в структуре отраслей вышли предприятия пищевой промышленности и связи. На них пришлось почти 40% общего объема размещений в 2008 г. Доля предприятий пищевой промышленности в общем объеме обращающихся выпусков увеличилась с 3% до 11%, а доля предприятий связи выросла с 6,5% до 15,7%.

2) Наиболее активными в 2008 г. были предприятия связи, пищевой

промышленности, а также банки и финансовые компании, однако абсолютное количество эмиссий в обращении для банков и финансовых компаний практически не изменилось, в то время как число компаний пищевой промышленности выросло с 4 до 22.

3) Среди отраслей, занимающих более 1% рынка по объему в обращении, появился новый сегмент – предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В 2008 г. было размещено 4 выпуска, и их доля в общем объеме выпусков составила на конец года почти 2%.

Наибольший рост количества выпусков, как правило, был зафиксирован в тех отраслях, средний объем эмиссии по которым составляет ниже среднего по рынку. Кроме пищевой промышленности, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, банков и финансовых компаний, это химическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Данная тенденция позволяет говорить о растущем интересе к рынку со стороны средних и небольших по размеру компаний (так называемых компаний «второго и третьего эшелонов»). Следует подчеркнуть, что развитие этого сегмента крайне важно для повышения доступности кредитования в целом и роста инвестиций – через расширение источников финансирования для предприятий.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Сущность и виды кредитных операций
В советской экономической литературе под кредитом понималось движение ссудного (т.е. денежного) капитала, предостав­ляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде про­цента. Это определение основывалось на том, что капитал лишь ...

Совершенствование управления кредитным портфелем банка
На сегодняшний день ОАО «Сбербанк России» представляет собой единую расширенную банковскую сеть, состоящую из территориальных банков, отделений, филиалов, дополнительных офисов. Единым руководящим центром всей системы является ОАО «Сберба ...

Сущность и формы потребительского кредита
Потребительский кредит – это продажа потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров или на оплату различного рода расходов клиента. По сути, потребительский кредит – «это пр ...