Статьи » Кредитный портфель КБ, его формирование и управление им » Кредитный мониторинг как метод контроля качества кредитного портфеля банка

Страница 1

Обеспечение эффективности и надежности осуществления кредитных операций требует от коммерческого банка организации постоянного мониторинга всех стадий реализации кредитного процесса. Проведение мониторинга кредита начинается сразу после предоставления ссуды клиенту (получение им ссуды). Основная цель, которую ставит банк при осуществлении контроля над ходом кредитных операций, заключается в налаживании эффективной организации кредитного процесса и поиска более совершенных механизмов кредитования.

В процессе контроля по кредитным операциям особенное внимание банк должен уделять таким проблемам:

соблюдение принципов кредитования (целевой направленности, обеспеченности, срочности);

выявление проблемных кредитов и разработка мероприятий по ликвидации задолженности;

анализ качества и структуры кредитного портфеля банка в целом;

контроль кредитного риска;

мониторинг кредитного рынка и разработка мероприятий по расширению участия в нем банка и тому подобное.

Требование относительно своевременности и полноты погашения кредита неотделимое от вопроса постоянного контроля над размером и качеством полученного обеспечения. Банк осуществляет контроль над целевым использованием ссуды, ведь кредит предоставляется только для целевого финансирования конкретного хозяйственного проекта или коммерческой операции. За невыполнение или неподобающее выполнение принятых на себя согласно кредитному договору обязательств винная сторона возмещает другой стороне все причиненные в связи с этим убытки, а также платит штрафы, пеню, неустойки, предусмотренные условиями кредитного договора.

Контроль по кредитным операциям — чрезвычайно важно, ведь кредитная деятельность коммерческих банков не централизовано регламентированная. Банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования средств, проведения кредитных операций, установления уровня процентных ставок и комиссионных вознаграждений. Банки отвечают за своими обязательствами перед клиентами всем должным им имуществом и средствами.

Лишь сильный контроль над кредитным процессом в целом позволяет обеспечить безопасность, надежность и прибыльность кредитных операций коммерческих банков. Отсюда выплывают два правила, какие являются важными для успешной кредитной деятельности любого банка:

1) каждый банк должен иметь свою систему мониторинга кредитных операций;

2) кредитный контроль должны осуществлять наиболее квалифицированные и опытные работники банка.

Как в экономическом, так и в юридическом аспекте на первое место в коммерческих банках входит задание обеспечения внутреннего контроля над соблюдением банковских инструкций и положений относительно проведения кредитных операций.

Для эффективного контроля за выполнением условий кредитного договора экономисты кредитного отдела банка формируют и ведут "кредитное дело" каждого заемщика в конкретной операции. В кредитное дело подшиваются все документы, которые касаются этой кредитной операции. Кредитные работники банка должны проверять правдивость и достоверность отчетной или другой бухгалтерской и учетной документации заемщиков. Для мониторинга своевременности погашения заемщиком задолженности по кредитом, кредитные работники банка составляют на основе срочных обязательств перечень сумм платежей по срокам. Используя этот перечень, они контролируют полноту погашения данных платежей.

В случае несвоевременного погашения долга за ссудой и уплаты процентов (комиссий), при отсутствии договоренности об отсрочке погашения кредита, банк имеет право на применение штрафных санкций в размерах, предусмотренных договором. Многоразовая пролонгация ссуды негативно отражается на ликвидности заимообразного портфеля банка и увеличивает кредитный риск. Как исключительное решение проблемы безнадежных кредитов коммерческий банк может рассматривать процедуру банкротства заемщика.

Банк должен обязательно принимать меры относительно предотвращения безнадежных долгов. Методы, используемые в этом случае, могут быть самыми разнообразными. Но всегда необходимо осуществлять тщательный контроль и изучение каждой кредитной операции и каждого кредитного счета на предмет возможных убытков.

Профессиональным долгом кредитных работников является выявление на ранних этапах кредитного процесса признаков «зарождения» финансовых трудностей у заемщиков и употребления соответствующих мероприятий по защите экономических интересов банка. Результатом усиления контроля за кредитными операциями коммерческого банка являются позитивные изменения в целевой направленности ссуд, оптимизация сфер кредитных ресурсов, получения дополнительных гарантий относительно обеспечения погашения кредитов, улучшения отдельных компонентов и в целом системы организации кредитного процесса и др.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Тенденции развития российской банковской системы
Банковская система один из важнейших секторов экономики. Ее задачей является трансформация накоплений и сбережений в инвестиции на развитие производства и обращения товаров. На данный момент насчитывается 1056 кредитных организации, по ср ...

Анализ финансового состояния заемщика - физического лица и оценка его платежеспособности
Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования физических лиц является оценка платежеспособности клиента. От правильной оценки очень часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату к ...

Металлическая и номиналистическая теория денег
Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители действительных денег). Действительные деньги - деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) соответствует реальной стоимо ...