Кредитная политика банка » Управление кредитными рисками

Страница 4

Еще одним из методом снижения рисков является организация работы с проблемными кредитами. Несмотря на элементы страхования, которые банки включают в свои про­граммы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд про­блемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои осо­бенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности (Приложение 5):

1. Необычные или необъяснимые причины задержки предоставления финан­совой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.

2. Любое неожиданное изме­нение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.

3. Реструктурирование за­долженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика.

4. Неблагоприятные изменения цены на акции заемщика.

5. Наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измерен­ных с помощью показателей доходности активов, доходности капи­тала или прибыли до уплаты процентов и налогов.

6. Неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидно­сти (коэффициент "критической" оценки) или деловой активности (на­пример, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов).

7. Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от пла­нируемых при подаче кредитной заявки.

8. Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.

Что должен делать банкир в случае, если кредит становится проблемным? Зарубежные эксперты по разработке планов по возврату кредитов

- процессу возмеще­ния средств банка в случае возникновения проблемной ситуации - предлага­ют следующие основные шаги:

1. Всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств.

2. Крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникно­вении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию.

3. Отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интере­сов у конкретного кредитного инспектора.

4. Кредитные инспектора должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты реше­ния проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встре­ча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее воз­никновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и нали­чия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предос­тавленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка) должен быть разработан предварительный план действий.

5. Оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проб­лемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и разме­ры депозитов).

6. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые дек­ларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.

7. Сотрудники банка должны оценить качество, компетентность и честность руководства фир­мы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.

8. Нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, ес­ли возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (напри­мер, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предпола­гают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Рекомендации по развитию рынка потребительского кредитования и повышения эффективности работы в этом секторе
Основные принципиальные основы развития рынка потребительского кредитования 1. Широта покрытия и скорость развертывания – дополнительный офис «СПБ» должен быть готов работать в крупных магазинах города (Техносила, Телемир): – Широкое по ...

Функции коммерческих банков в рыночной экономике
В банковской системе государства большую роль играют коммерческие банки. Современный коммерческий банк – это организация, которая в целях получения прибыли осуществляет в совокупности операции по привлечению денежных средств, их размещени ...

История формирование рынка ценных бумаг в РФ в конце XX века
В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы: Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались деловые расписки, облигации и казначейские обязательства. В на ...