Кредитная политика банка » Управление кредитными рисками

Страница 4

Еще одним из методом снижения рисков является организация работы с проблемными кредитами. Несмотря на элементы страхования, которые банки включают в свои про­граммы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд про­блемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои осо­бенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности (Приложение 5):

1. Необычные или необъяснимые причины задержки предоставления финан­совой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.

2. Любое неожиданное изме­нение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.

3. Реструктурирование за­долженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика.

4. Неблагоприятные изменения цены на акции заемщика.

5. Наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измерен­ных с помощью показателей доходности активов, доходности капи­тала или прибыли до уплаты процентов и налогов.

6. Неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидно­сти (коэффициент "критической" оценки) или деловой активности (на­пример, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов).

7. Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от пла­нируемых при подаче кредитной заявки.

8. Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.

Что должен делать банкир в случае, если кредит становится проблемным? Зарубежные эксперты по разработке планов по возврату кредитов

- процессу возмеще­ния средств банка в случае возникновения проблемной ситуации - предлага­ют следующие основные шаги:

1. Всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств.

2. Крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникно­вении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию.

3. Отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интере­сов у конкретного кредитного инспектора.

4. Кредитные инспектора должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты реше­ния проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встре­ча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее воз­никновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и нали­чия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предос­тавленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка) должен быть разработан предварительный план действий.

5. Оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проб­лемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и разме­ры депозитов).

6. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые дек­ларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.

7. Сотрудники банка должны оценить качество, компетентность и честность руководства фир­мы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.

8. Нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, ес­ли возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (напри­мер, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предпола­гают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Основные положения и классификация видов имущественного страхования
Для целей страхования принято классифицировать имущество по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит. Различают имущество промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, имущество граждан. Имущественное страхова ...

Особенности продаж B2B
В B2B генеральная линия — как можно ближе сойтись с партнером (клиентом), наладить прочные дружеские, даже родственные отношения. Добиться того, чтобы у партнера даже не возникало мысли перейти к поставщику конкуренту. «Условия работы, ко ...

Сущность, функции и формы денежных расчетов
Современная экономическая система любого государства представляет собой сложную сеть взаимоотношений входящих в нее хозяйствующих субъектов, основой которых являются денежные расчеты, связанные с поставкой материальных ценностей, оказание ...