Статьи » Производные финансовые инструменты: понятие, классификация » Состояние и перспективы рынка деривативов в России

Страница 2

Что касается способа заключения сделок, то следует отметить, что более 2/3 сделок (70,7%) заключается банками напрямую друг с другом в двусторонних сделках, и лишь 29,3% заключается через посредников (биржи и междилерские брокерские фирмы). Среди последних можно выделить ММВБ, GFI, НФБК, ICAP, Chicago MercantileExchange (CME), и другие.

Заметим, что зарождение рынка процентных деривативов в России началось в 2006 году, и сегодня уже становится очевидным, что потенциал роста рынка весьма огромный, потому как очевидно, что во всем мире объемы процентных деривативов существенно превышают объемы валютных деривативов. Такую ситуацию можно объяснить тем, что юридическая и налоговая базы находятся в неразвитом состоянии, но тем не менее наблюдается рост оборотов, среднемесячные объемы операции выросли в несколько раз (с 0,5 млрд. долл. в 2006 г. до 6,1 млрд. долл. в 2008 г).

Разделение процентных деривативов по видам инструментов свидетельствует о росте популярности инструмента рублевых процентных СВОПов (44%) при одновременном снижении доли процентно-валютных СВОПов, являющихся гибридной формой процентных и валютных деривативов (с 47% до почти 22%). На фоне бурного роста процентных СВОПов снизилась доля биржевых процентных фьючерсов (с 27% до 18%). Примечательно, что по сравнению с 2007 годом в 2008 год появился инструмент форвардных кредитов, а также впервые были зафиксированы сделки с процентными опционами.

На двух основных российских торговых площадках постоянно конкурирующих между собой - РТС и ММВБ интерес к деривативам растет не по дням, а по часам. Так объемы торгов фьючерсными и опционными контрактами составили 460036 млн. долларов на РТС доли, которых 84 и 16% соответственно. Основными инструментами на российском рынке являются фьючерсы и опционы на индексы, акции, товары (драгоценные металлы, нефть), валюты.

Рост срочного рынка, появление новых инструментов и увеличение количества игроков происходит не благодаря, а вопреки окружающей юридической регулятивной среде, основные инфраструктурные проблемы которой хорошо известны, но пока не решены (например, использование инсайдерской информации). При этом, очевидно, что только максимально развитый срочный рынок может адекватно обслуживать потребности российской экономики и банковского сектора в снижении общего уровня финансовых рисков.

Существенным прогрессом в начале 2007 года стало принятие Госдумой Закона о новой редакции ст.1062 Гражданского кодекса РФ, вводящей судебную защиту беспоставочных срочных сделок (деривативов) - этот шаг был положительно оценен как внутри страны, так и мировым финансовым сообществом. Основными препятствиями, мешающими развитию рынка деривативов в России в начале 2008 года, банками респондентами названы следующие:

законодательные и юридические проблемы;

налоговые проблемы;

проблемы учета (отсутствие единой методики и рекомендаций Банка России особенно для более сложных процентных деривативов);

отсутствие поддержки со стороны правительства.

В 2008 г. в сфере решения этих проблем наметились существенные прорывы. Среди них можно выделить меры, принимаемые как профессиональным сообществом, так и государственными органами, в частности: Под эгидой трех профессиональных ассоциаций - НВА, АРБ и НАУФОР - продолжается разработка типового рамочного Соглашения о срочных сделках (деривативах). Предполагается, что в 2009 году после одобрения основными регуляторами - ФСФР и Банком России - данный договор будет рекомендован рынку как российский аналог соглашения ISDA, существенно адаптированный под российское право.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Мировые модели пенсионного обеспечения: накопительная и распределительная
Под эгидой Всемирного банка в 1994 году был подготовлен итоговый доклад "Предупреждение кризиса старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту". В данном докладе рассматривалось три пенсионные системы: [ ...

Методы привлечения клиентов в сегментах B2B и B2C: сходства и различия
Если представить все известные методы привлечения клиентов в виде таблицы и отметить в ней те, которые подходят для сегментов B2B и B2C, то мы получим наглядную картину работы отделов маркетинга на разных предприятиях. Очевидно, что для ...

Страховое законодательство и его основные положения
Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых ...