денежный кредитный власть банк

Итак, денежно-кредитная политика – это деятельность органов государственной власти и управления, направленная на регулирование отношений, связанных с кредитованием и денежным обращением, целью которой является экономический рост государства, полная занятость ресурсов в экономике страны, стабильность цен, устойчивость национальной валюты.

Для достижения этих целей центральные банки государств используют различные инструменты. Наиболее известными из них являются операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования. В российском законодательстве также предусмотрено их применение, однако должного воздействия на экономику страны эти инструменты не оказывают. В первую очередь это объясняется неразвитостью инвестиционного и фондового рынка в России. Даже при том, что в последние годы кредитные вложения российских банков в нефинансовый сектор возрастали, их уровень остается еще очень незначительным: 13-15 % от величины ВВП, что почти в четыре раза меньше общемировой нормы. Столь же незначительным остается влияние и фондового рынка, ибо суммарная рыночная стоимость обращающихся на рынке акций предприятий не превышает 20 % от ВВП, а это в 3-5 раз меньше, чем в странах Западной Европы.

Переходный характер российской экономики накладывает соответствующий отпечаток на функционирование ее денежно-кредитной сферы. Регулирование денежного обращения в РФ проявляется в определении Центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. При этом предполагается сдерживание инфляции. Размеры денежной эмиссии устанавливаются поквартально. Основой общего роста денежной массы служат деньги ЦБ РФ. Учитывается денежный мультипликатор банковской системы.

В целом в настоящее время денежное регулирование в РФ построено по образцу западных стран. В то же время активное использование крупномасштабных операций на открытом рынке как основного инструмента регулирования ликвидности в РФ осложнено тем, что оно потребовало бы дальнейшего массированного наращивания государственного долга.

Что же касается учетных ставок (ставок рефинансирования) то их роль пока не достаточно активна, а резервные требования не выполняют функции ограничителя денежного мультипликатора, поскольку из-за вялости кредитной политики коммерческих банков в России он в несколько раз ниже, чем в развитых индустриальных странах.

Денежная система России еще не достаточно созрела для применения в полной мере гибкого регулирования денежной массы через воздействие на денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, учетную ставку, норму обязательных резервов.

В России сложилась ситуация когда коммерческие банки депонируют за границей избыточные резервы, тогда как отечественная экономика испытывает острую нехватку в денежных средствах. Требуется включить в арсенал средств денежно-кредитной политики действенные инструменты распределения кредитных ресурсов между секторами экономики. Они должны обеспечивать перелив в отечественные инвестиции сбережений, находящихся на руках у населения, и избыточных резервов финансового сектора. Такими инструментами могут стать, в частности, инвестиционные банки. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование производственной сферы. Без оживления инвестиционной активности в данной области не возможно говорить об устойчивом экономическом росте в перспективе.

Имеет место еще один аспект совершенствования денежной политики в РФ. В течение последнего времени доллар США стал внутренней параллельной валютой, выполняющей функцию средства сбережения. В РФ сбережения осуществляются в большей мере в долларовой форме, что означает, по сути, кредитование экономики США а не России, не смотря на значительную долю сбережений в располагаемом доходе. Поэтому долларизация российской экономики также могла бы дать заметный результат в деле оживления отечественной инвестиционной активности и в достижении устойчивых темпов роста. В данной связи необходимо в перспективе решение сложной задачи: долларизировать экономику, сведя к минимуму подрыв личных сбережений, обеспечить перелив последних в инвестиции, что позволит заложить фундамент экономического роста российской экономики.

Еще по теме:

Огневое страхование
Огневое страхование традиционно обеспечивает возмещение ущерба, нанесенного застрахованному имуществу вследствие пожара, удара молнии, взрыва и иных причин, повлекших за собой загорание застрахованного имущества. Под понятием «пожар» пони ...

Особенности формирования и функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь
Началом формирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь можно считать принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» и образование 22 мая 1992 г. Государственной инспекции Республики Беларусь по цен ...

Тенденции развития банковской системы в Республике Башкортостан
Развитие банковского сектора Республики Башкортостан в 2011 году осуществлялось в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Республики Башкортостан до 2015 года, которая была разработана и утверждена Постановлением Правитель ...