Видя надвигающийся кризис, ЦБ начал предпринимать конкретные меры по его избежанию. В середине июля 2004 года он взял на себя обязательства по гарантированию банковских вкладов граждан, внесённых после 27 декабря 2003 года, вне зависимости от того, входит ли банк в систему гарантирования вкладов или нет. Задача такого решения – успокоить вкладчиков, заверить их в том, что в каком бы банке они не обслуживались (вне зависимости от того, вступил банк в систему страхования вкладов или только вступает, но еще не успел пройти все процедуры), все вкладчики уже застрахованы на одну и ту же сумму. Это сделано еще и для того, чтобы вкладчики из одного банка, который пока еще не успел пройти все необходимые процедуры, не начали перетекать в банк, который успел это сделать. Правда, не все вклады будут страховаться. Например, не страхуются вклады на предъявителя, не страхуются средства, размещенные на условиях доверительного управления.

Вопросы, связанные со страхованием вкладов поручено решать Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Финансирование хозяйственной деятельности АСВ осуществляется за счет муниципального взноса РФ в сумме 1 млрд. руб. на развитие агентства, а также доходов от размещения этих средств.

Определен основной финансовый показатель системы страхования – размер ставки страховых взносов. Ежеквартально банки-участники системы страхования обязаны перечислять в АСВ страховые взносы в размере от 0,15% до 5% в квартал от суммы привлеченных вкладов.

Все банки, вошедшие в систему обязательного страхования, будут обязаны представлять ЦБ отчетность, касающуюся привлечения вкладов.

По данным официального сайта ЦБ РФ количество банков, имеющих лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, по которым вынесены положительные заключения на 25.04.2005, достигло 817.

Главная цель страхования вкладов – укрепление банковской системы, рост доверия к ней и снижение внутренних рисков. В настоящий момент, на фоне недавно произошедшего «кризиса доверия» в банковской системе, задача обеспечения конструктивного взаимодействия всех участников системы приобретает особую остроту.

При этом совершенно очевидно, что введение системы страхования не является причиной кризиса. Периодическое возникновение в любой банковской системе локальных кризисов, связанных с неплатежеспособностью одного или даже отдельной группы банков, неизбежно и даже закономерно. В этих условиях, как подтверждает мировой опыт, отсутствие полноценной системы страхования, наоборот, является фактором стимулирующим, а не сдерживающим кризисы.

Еще по теме:

Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации
Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кр ...

Оценка влияния предлагаемых мероприятий на финансовый результат
Предложенный мной вид вклада ориентирован большей частью на состоятельных клиентов, так как прослойка состоятельных россиян с легальным капиталом постоянно растет. И перед ними встает вопрос – кому доверить свои деньги? Потенциал российск ...

Понятие и виды пластиковых карточек
Пластиковая карточка – это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары, работы и услуги, получать наличные денежные средства. Карточка является только средством доступа к денежн ...