Деятельность Центрального банка России » Низкая эффективность банковского надзора

Страница 2

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. При этом проверкой может быть охвачено только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

- если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

- в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения ЦБ РФ, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее филиала) в порядке указанного контроля проводится ЦБ РФ на основании мотивированного решения совета директоров;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Элементом банковского надзора является работа по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования, которая позволит определять проблемные банки на ранней стадии, а не тогда, когда финансовые трудности приобретут необратимый характер и единственной мерой останется только отзыв лицензии у банка. Проблемный банк - это банк, в деятельности которого содержится потенциальная или реальная угроза интересам его кредиторов. О реальной угрозе могут говорить такие показатели, как наличие неоплаченных документов клиентов в связи с недостаточностью или отсутствием средств на корреспондентском счете кредитной организации, систематическое несоблюдение обязательных экономических нормативов и т.д. Потенциальную угрозу представляют действия кредитной организации, направленные на принятие дополнительных рисков банком.

При выявлении проблемных банков надзорный орган должен определить уровень проблемности кредитной организации и применение к ней мер воздействия в зависимости от выявленной проблемы. В практике развитых стран такая система воплотилась в механизме регулярной (как правило, по результатам отчетного периода) классификации банков по группам проблемности. Цель такой классификации не только в статистическом обобщении, но и в выработке мер воздействия в зависимости от группы проблемности, в которой оказалась кредитная организация [16]

Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"[17] и от 8 июля 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций"[18] значительно укрепили нормативную базу работы с проблемными банками.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Сберегательный бизнес: история и зарубежная практика
Исторически сложилось так, что основным источником средств сберегательных институтов зарубежных стран были и сохраняются депозиты частных лиц. Сберегательные счета, хотя и предлагают сравнительно скромный доход, но обладают чертами ликвид ...

Понятие, сущность и цели надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций
На сегодняшний момент действующее законодательство Российской Федерации на ряду с термином «банковский надзор» широко используются такие термины, как «надзор за деятельностью кредитных организаций», «контроль и надзор за деятельностью бан ...

Фондовая биржа как центральное звено рынка ценных бумаг
В советское время денежный спрос постоянно превышал товарное предложение как средств производства, так и предметов потребления. Избыток денежных доходов через финансово-кредитную систему превращался в накопление крупных финансовых ресурсо ...