В экономической и юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия "платежная система", при этом делается акцент на различных его аспектах, касающихся правовых, экономических, технологических, организационных, технических и других вопросов. Представляется, что многоаспектность исследования платежной системы повлияла на то обстоятельство, что до настоящего времени у российских экономистов и юристов не сложилось терминологического единства в определении платежной системы и ее современной институциональной и инфраструктуры.
Так, Р.В. Амирьянц и И.А. Дубов определяют платежную систему как систему правовых, организационных и технических норм, которая может функционировать как система валовых расчетов (платеж осуществляется за платежом в пределах денежных средств, имеющихся на счете кредитной организации) либо как клиринговая система[19].
Т.М. Костерина считает, что платежная система - это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу выполнения платежных обязательств, организационных форм, инструментов и процедур, способствующих денежному обращению[20].
По мнению А.В. Тютюнника и А.В. Турбанова, платежная система включает в себя процедуры и механизмы осуществления платежей, платежный инструментарий, организаторов и участников расчетов[21].
С точки зрения А.А. Тедеева, национальная платежная система - это урегулированная нормами права совокупность форм и методов организации денежной эмиссии, а также функционирования механизмов денежного обращения и расчетов. Она включает в свою структуру: наименование денежной единицы страны, виды государственных денежных знаков, регулирование и организацию порядка выпуска в обращение (эмиссии) и обращения государственных денежных знаков, порядок осуществления наличного и безналичного денежного обращения, формы безналичных расчетов, курс национальной валюты, порядок ее обмена на иностранную валюту[22].
В экономической литературе существует мнение, согласно которому под платежной системой понимается совокупность юридических, организационных, экономических, технологических, технических и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей между участниками платежной системы[23].
По нашему мнению, наиболее удачным может быть признано определение, данное В.М. Усоскиным, так как оно в большей степени соответствует системному подходу в определении платежной системы. Указанный автор рассматривает платежную систему как совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота.
Следует отметить, что российское законодательство не использует и не раскрывает категорию "платежная система". Термин "платежная система" упоминается исключительно в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> (далее - Закон о Банке России) и в некоторых нормативных актах Банка России.
Согласно ст. 3 Закона о Банке России одной из целей деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Понятие платежной системы России раскрывается в Стратегии развития платежной системы России, утвержденной Советом директоров Банка России 01.04.1996. Согласно этому документу платежная система России состоит из системы учреждений, набора инструментов и процедур, используемых для передачи денежных средств между физическими и юридическими лицами с целью выполнения возникающих у них ежедневно платежных обязательств.
Банк России, реализуя свою роль катализатора платежной системы, выступил инициатором формирования новой модели нормативного регулирования безналичных расчетов, которая включает введение в действующее законодательство определения платежной системы как совокупности организаций, отношения между которыми регулируются едиными правилами (правилами платежной системы), разрабатываемыми организацией, ответственной за организацию и функционирование платежной системы (оператором платежной системы), где банк (расчетный банк) осуществляет перевод денежных средств по корсчетам кредитных организаций (участников платежной системы) на основании расчетных документов, в отношении которых процедуры приема распоряжений (клиринг) могут выполняться расчетным банком или привлеченной им организацией (клиринговой организацией.
Еще по теме:
Анализ клиентской
базы
Данный параграф необходим для выявления предпочтений клиентов, оценки клиентской базы – как существующей, так и потенциальной. Увеличение устойчивого роста объемов потребительского кредитования ведет к росту активов и как следствие к увел ...
Анализ пассивов банковской системы Российской
Федерации
Для российского банковского сектора 2009-2011 гг. характеризовались постепенным преодолением последствий мирового финансового кризиса и постоянным сворачиванием антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Банка России.
Структу ...
B2C - бизнес для потребителя
B2C - является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров B2C - это www.amazon.com, американский книготорговы ...