Коммерческие банки являются одним из наиболее активных участников мирового финансового рынка. Как уже отмечалось, они могут выступать в качестве инвесторов, заемщиков и посредников на этом рынке. Для этого банки могут использовать различные организационные структуры: международный департамент, представительства, филиалы и дочерние структуры за рубежом, совместные банки и оффшорные банковские учреждения.
Обычно первой формой осуществления международных операций для банка является заключение сделок на зарубежных валютно-финансовых рынках в интересах своих клиентов через систему банков-корреспондентов. Следующим шагом становится открытие представительства на интересующем банк зарубежном рынке. Представительство не имеет права осуществлять собственно банковские операции, но, собирая информацию о рынке и расширяя сеть партнеров в зарубежном государстве, оно создает базу для успешного внедрения на рынок в будущем посредством открытия филиала, или дочернего банка.
Филиал не является самостоятельным юридическим лицом и действует только в пределах полномочий, предоставленных ему головной структурой. Это в общем случае выводит его из сферы банковского регулирования и контроля принимающего государства, поэтому в большинстве стран открытие филиалов иностранных банков не допускается. В тех случаях когда открытие филиалов разрешено, в национальное законодательство вводится отдельное положение о том, что, будучи частью банковской системы страны, филиалы инобанков обязаны выполнять нормы местного регулирования.
Дочерние банки со стопроцентным или долевым участием банки могут создавать за пределами страны своей регистрации. В этом случае дочерняя структура является юридическим лицом по праву принимающей страны и полностью подчиняется ее банковскому и валютному регулированию, хотя собственниками ее капитала являются нерезиденты. Помимо дочерних структур, которые ориентированы на работу на определенных зарубежных рынках, коммерческие банки могут выступать учредителями оффшорных банков. Последние регистрируются в специальных зонах, в которых существует упрощенный административный, регулятивный и налоговый контроль, но согласно лицензии они имеют право заключать сделки с любыми юридическими и физическими лицами, за исключением резидентов самих оффшорных зон. Отсутствие четкого регулирования, а зачастую и анонимность как владельцев самого банка, так и его вкладчиков вынуждает в последнее время надзорные органы большинства развитых государств с подозрением относиться к сделкам с подобными банками.
Результатом процессов финансовой глобализации и развития международных банковских операций стало формирование международного банковского бизнеса, под которым понимается выход банковских продуктов и услуг на международные рынки на основе приобретения банковских учреждений одной страны резидентами другой страны. Он может принимать различные формы в зависимости от географического рынка и национального регулирования. Однако в общем виде международный банковский бизнес можно разделить на международный розничный и международный оптовый банковские бизнесы. Некоторые международные банки могут специализироваться на одном из перечисленных видов деятельности, другие их комбинируют произвольным образом. В любом случае природа международного розничного и оптового банковских бизнесов различаются. Напряженность конкуренции, регулирование и ожидаемая доходность варьируются в широких пределах в зависимости от типа деятельности, которую выберет банковское учреждение.
Международный розничный банковский бизнес относится к владению иностранцами сети банковских учреждений какой-либо страны, которая ориентирована на обслуживание частных лиц и небольших предприятий. Этот тип деятельности банков предполагает в основном прием депозитов и предоставление индивидуальных потребительских кредитов.
Поскольку удобства потребителя (клиента) - это один из самых важных факторов в розничном банковском бизнесе, то международный розничный бизнес предполагает наличие большого числа филиалов и значительное число служащих.
Как и национальный розничный банковский бизнес, международный подразумевает значительные финансовые затраты на оборудование и найм персонала и внедрение электронных систем обработки информации, которые могли бы снизить себестоимость услуг. Однако не только значительные затраты на построение или приобретение розничной сети определяют тот факт, что международный розничный банковский бизнес является наименее успешным видом международной банковской деятельности. Например, среди основных причин неудач, которые постигали британские и японские банки в США, американские и канадские банки в Латинской Америке, можно назвать попытки использовать их установившиеся маркетинговые и управленческие стратегии для построения сети банковских учреждений на локальном рынке. В то же время розничный бизнес по продвижению финансовых услуг требует учета предпочтений местных клиентов и соответственно изменения не только рекламных компаний и других мероприятий по завоеванию рынка, но и самих характеристик финансовых продуктов.
Еще по теме:
Развитие потребительского кредита в зарубежных странах
потребительский кредит ссуда заемщик
Потребительский кредит получил широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется ...
Обзор пенсионных систем с добровольной
накопительной частью: Великобритания, США, Германия
Под добровольностью формирования пенсионных накоплений в дополнение к государственным пенсионным схемам подразумевается такая форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд на принц ...
Перспективы развития ипотечного кредитования
Сегодня ипотека - один из наиболее доступных способов приобретения квартиры. В настоящее время в России наблюдается ипотечный бум, и число банков, желающих к нему приобщиться, ежегодно увеличивается на 15%.
Выбор кредитных организаций на ...