Страница 1

В данной работе были изучены особенности развития современной системы социального страхования в России и проведен анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов. В результате проведенной работы можно сделать следующие основные выводы.

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные социальные внебюджетные фонды.

С позиции развития национальной экономической системы целесообразно рассматривать внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными социальными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют возложенные на них государством определенные функции в системе социального страхования.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Преимущества и недостатки в организации и деятельности государственных внебюджетных фондов представлены в виде таблицы:

Преимущества «+»

Недостатки «-»

возможность строго целевого расходования мобилизованных ресурсов

финансовая несамостоятельность

оперативный анализ и корректировка доходов и объемов их использования

функциональная перенасыщенность

наличие у фондов обязательства перед застрахованными лицами по произведению определенного вида выплат

не всегда оправданный "отток" средств из бюджетов во вновь образуемые внебюджетные фонды

повышение степени надежности финансовой социальной защиты

ослабление контроля за эффективным целевым использованием аккумулируемых средств

возможность четкого определения дефицита и профицита средств бюджета фонда

передача полномочий по осуществлению контроля органам управления самих фондов

вероятность гибкого маневрирования имеющимися финансовыми ресурсами

отсутствие долгосрочной стратегии развития внебюджетных фондов

расширение возможностей формирования государственных доходов

отсутствие стратегии развития системы государственного социального страхования и ее финансовой основы

возможность вкладывать свободные финансовые ресурсы в надежные коммерческие проекты

ограниченная емкость фондового рынка и недостаточность инструментов инвестирования

Низкий размер страхового возмещения, сложившийся в нашей стране, объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой для начисления страховых взносов, - всего 26% ВВП. Обеспечение существенной положительной динамики оплаты труда должно стать приоритетом социальной политики и условием создания цивилизованной системы социального страхования. Также к институциональным недостаткам в существующей России системы социального страхования относится преобладание перераспределительных подходов и механизмов в ущерб страховым, когда до 30-40% финансовых ресурсов используется для целей социальной помощи лицам, не имеющим прав на страховые выплаты. Столь высокие доли перераспределения ресурсов присущи системам социальной помощи и государственного социального обеспечения, но никак не социальному страхованию. Снижение процентных ЕСН (с 39,5% в 2000 г. и до 26% в настоящее время), за счет которого финансируются внебюджетные фонды, привело к образованию дефицита их бюджетов, который покрывается за счет дотаций из федерального бюджета.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Пруденциальный банковский надзор
В целях обеспечения финансовой стабильности банковской системы, уменьшения риска банковских операций и гарантий прав вкладчиков и кредиторов Центральный банк осуществляет пруденциальное регулирование банковской деятельности. Нужно замети ...

Дистанционный надзор
В 2011 году в условиях роста банковской активности, в частности увеличения объемов кредитования, основные усилия по совершенствованию банковского надзора были направлены на развитие содержательных риск-ориентированных подходов при оценке ...

Фьючерс в зарубежном законодательстве
Закон о товарных биржах США определяет фьючерсный контракт как сделку в отношении продажи товара с будущей поставкой, заключаемую на бирже. Данным актом установлено, что круг товаров довольно широк и охватывает, помимо сельскохозяйственны ...