Статьи » Организация денежного обращения и расчетов в Российской Федерации » Анализ денежных расчетов в Российской Федерации и основные проблемы развития денежного оборота России

Страница 2

Рост безналичных расчетов в платежном обороте за счет сокращения наличных расчетов является процессом, развивающимся под прямым руководством и контролем государства с учетом объективных требований экономических законов. Государство ограничивает границы применения наличных денег в расчетах между предприятиями путем введения требований (обязательного хранения денежных средств в банке, сдачи наличной выручки в банк и т.д.)

Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчёты в форме платёжных карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществить платежи и получить наличные деньги.

Платёжная карточка представляет собой пластиковую пластинку с нанесённой магнитной полосой или встроенным микропроцессором (смарт-карты), дающей ключ к специальному карточному счёту в банке.

На российском рынке в настоящее время представлены все основные международные карточки, получившие распространение во всем мире. Российский рынок пластиковых банковских карточек поделен между иностранными платежными системами в следующей пропорции:

American Express – 47%;

Visa – 27%;

Europay – 19%;

Diner Club – 7%;

JCB – мене 1%.

Магнитные карточки содержат в себе магнитную полосу (как правило, на обратной стороне карты), которая предназначена для хранения информации, считывающейся специальным устройством. Магнитная полоса содержит в себе сведения (обычно около 100 байтов информации) о фамилии и имени пользователя, сроке её действия, номер карточного счёта в банке, ПИН-код (секретный личный код владельца) для идентификации клиента.

Варианты использования банковских пластиковых карточек зависят от цели и места их применения. Если владелец карты желает в любое удобное для него время получить наличные деньги, он обращается к помощи банкомата: вставляет в него карточку, набирает свой ПИН-код и после осуществления авторизации дает команду выдать необходимое количество денежных средств.

При обслуживании клиентов в торговых предприятиях и сервисных организациях пользователь карточки передает её работнику данной фирмы (продавцу, кассиру, официанту и т.д), который должен вставить её в импринтер (обрабатывающее контрольно-кассовое устройство), распечатать три экземпляра счёта (слипа), передав их для подписания клиенту. Один слип остается у покупателя товара (пользователя услуг), второй – у продавца, а третий направляется в компанию (банк), выпустивший карточку в обращение. Поступивший в банк слип является основанием для перечисления указанной в нем суммы со счёта держателя карты на счёт организации, его обслужившей.

Идея безопасного и оперативного использования банковских пластиковых карт заключается прежде всего в том, что скрытая на магнитной полосе информация должна считываться специальными техническими устройствами и проверяться по всем необходимым параметрам. Такую функцию успешно выполняют интерактивные системы, включающие в себя импринтер, соединённый через модем и стандартную телефонную линию с центральным компьютером, который автоматически проверяет, не украдена ли карта, не внесена ли она по другим причинам в стоп-лист, не превышен ли её лимит, не числятся ли за владельцем карты какие-либо нарушения правил ее использования. При наличии в компьютере "противопоказаний" к совершению сделки, он не даёт разрешения на её осуществление. Безусловное достоинство такой схемы заключается в максимальном устранении человека от участия в автоматически осуществляемой авторизации.

Как и все иные пластиковые карточки, микропроцессорные карты имеют свои разновидности. Самым простым вариантом выступает "карта памяти", имеющая встроенную микросхему, которая соответственно названию содержит только память. Из карточек с подобным механизмом наибольшее распространение получили телефонные карты. Они избавили клиентов от необходимости поиска "телефонной мелочи".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Банковская система Швеции
В 1992 году для преодоления кризиса банковской системы правительство Швеции выделило 65 млрд шв. кр.(9,2 млрд долл.) на рекапитализацию банков и финансирование деятельности Securum, учреждения, которое должно было продать все сомнительные ...

Объект, цели, основные виды страхования ответственности
«Страхование — это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью)». [4, с. 14] Суть страхования ответственности состоит в том, что ...

Анализ долгосрочного кредитования в ОАО «Приорбанк»
«Приорбанк» ОАО было образовано в январе 1989 г. В числе первых учредителей банка выступили Минский автомобильный завод, ПО «Горизонт», ПО «Тракторный завод», ПО «Белоруснефть», Гомельское предприятие транспорта нефти «Дружба». Позднее в ...