Статьи » Организация денежного обращения и расчетов в Российской Федерации » Анализ денежных расчетов в Российской Федерации и основные проблемы развития денежного оборота России

Страница 6

В настоящее время общие подходы к организации безналичных расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках регламентируются соответствующими правовыми документами.

1. Гражданский кодекс РФ (ч. II, гл. 45 "Банковский счет", гл. 46 "Расчеты");

2. Федеральный закон РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (гл. XII "Организация безналичных расчетов");

3. Федеральный закон РФ "О банках и банковской деятельности" (ст. 31 "Осуществление расчетов кредитной организацией");

4. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П (с изм. от 6 ноября 2001 г.).

Система безналичных расчетов — сложный механизм, в основу которого положены специфические принципы. Важность соблюдения принципов системы безналичных расчетов подтверждается тем вниманием, которое уделяется им Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Российские экономисты также уделяют повышенное внимание этим принципам. Однако существует разница в подходах к их формулировке, обусловленная прежде всего временем разработки данных принципов. Отечественные экономисты формулировали принципы безналичных расчетов еще в начале 90-х годов двадцатого века. С тех пор организация и технологии проведения расчетов существенно изменились, изменились и акценты в сформулированных принципах.

Сравнительный анализ принципов, разработанных отечественными экономистами и Банком международных расчетов, показал, что в первом случае сделан акцент на сущностные черты безналичных расчетов, а во втором — на технологии проведения безналичных расчетов (см. таблицу 1). Невзирая на некоторые различия в подходах, в составе и изложении принципов наблюдается много общего.

Принцип правового режима проведения расчетов и платежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений определяют необходимость установления единообразия посредством регулирования, базой которого служит комплекс законов и подзаконных актов. Главным регулирующим органом платежной системы является Банк России. На него возложены следующие функции:

· установление конкретных правил проведения расчетов (включая введение форм расчетов) и сроков их осуществления;

· координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем;

· определение прав и обязанностей субъектов расчетных правоотношений.

В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России устанавливаются единые требования к оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам.

Банковские технологии проведения безналичных расчетов, разрабатываемые на основе законодательства и банковских правил, должны в полной мере отвечать потребностям кредитных организаций и их клиентов, а также своевременно отражать происходящие в них изменения.

Первой стадией акцепта является подписание договора банковского счета (самостоятельный двусторонний гражданско–правовой договор), означающего согласие с правилами и процедурами проведения расчетов банком.

На второй стадии подписывается каждый конкретный платеж, что подтверждает его инициализацию и защищает участников от конфликтов.

В этой связи целесообразнее было бы выделить принцип эффективного управления рисками. Основополагающее значение для эффективного управления рисками имеет поддержание банками своей ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное и в полном размере проведение расчетов.

Важную роль в этом процессе играет Банк России. Внедрение им электронных расчетов, а также выдача внутридневных и однодневных кредитов способствуют поддержанию кредитными организациями необходимого уровня ликвидности. Это является залогом предотвращения платежных рисков, которые наиболее опасны для экономики, поскольку они могут перерасти в системные риски. Система должна проводить непрерывный мониторинг рисков и иметь четкие критерии их ограничения, согласно которым участники с чрезмерными рисками должны автоматически отсекаться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Заёмные средства
Коммерческие банки кредитные ресурсы могут пополнять посредством привлечения временно свободных средств других банков, т.е. за счёт межбанковского кредита (МБК). Межбанковский кредит занимает особое место в структуре ресурсов банков. Пра ...

Анализ потребительского кредитования за период с 2007 по 2009 гг.
Динское ОСБ РФ № 5186 предоставляет населению долгосрочные и краткосрочные кредиты. Долгосрочными кредитами являются кредиты: - «На приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости»; - «Образовательный кредит». Кратко ...

Особенности формирования и функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь
Началом формирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь можно считать принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» и образование 22 мая 1992 г. Государственной инспекции Республики Беларусь по цен ...