Статьи » Правовое регулирование страхования в Российской Федерации » Правовые основы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

Страница 3

В силу правила п. 2 ст. 937 ГК РФ тот, кто не выполнил возложенную на него законом обязанность заключить договор страхования или выполнил эту обязанность ненадлежащим образом, тем самым обязывает себя выплатить страховое возмещение (страховую сумму) при наступлении страхового случая в полном соответствии с условиями того договора, который должен был иметь место.

Если договор страхования был заключен, но на худших условиях, нарушитель обязан заплатить разницу между тем, что заплатит страховщик, и страховым возмещением (страховой суммой), которая причиталась бы выгодоприобретателю по договору, заключенному на требуемых законом условиях.

Пункт 1 ст. 969 ГК РФ, допуская установление законом обязательного страхования жизни, здоровья и имущества определенных категорий государственных служащих, не раскрывает, какие именно категории имеются в виду.

Согласно п. 1 ст. 3 «Закона об основах государственной службы», государственным служащим признается гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности, которая, согласно п. 1 ст. 1 Закона, связана с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией; перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

Пункт 1 указанной статьи понимает под государственными служащими более широкий круг лиц. Это следует из того, что ст. 15 Закона об основах государственной службы устанавливает обязательное государственное страхование всех государственных служащих, подпадающих под действие этого Закона, а не отдельных их категорий, как того требует комментируемая статья. Кроме того - и это, пожалуй, главное - в настоящее время действует ряд законов, установивших обязательное государственное, т.е. осуществляемое за счет соответствующего бюджета, страхование лиц, которые вообще вряд ли могут быть отнесены к категории государственных служащих в смысле вышеупомянутого Закона, хотя они работают по найму в государственных организациях. Перечень этих законов дан в комментарии к ст.935. Нет оснований считать, что обязательное государственное страхование лиц, не подпадающих под определение государственного служащего в трактовке Закона об основах государственной службы, должно быть отменено.

Абзац 2 п.1 ст.969 ГК РФ надлежит понимать в том смысле, что страхователем должен выступать тот орган федеральной исполнительной власти, на который эта обязанность возложена соответствующим законом и которому выделены из соответствующего (по-видимому, федерального) бюджета средства, необходимые для уплаты страховых взносов.

В соответствии с п.2 в качестве страховщиков могут выступать созданные государством страховые организации, либо иные организации (например, создаваемые для этих целей специализированные фонды, аналогичные Федеральному фонду обязательного страхования вкладов, предусмотренному ст. 38 Закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ1), либо обычные страховые организации.

В соответствии с п.3 размер страховых взносов по данному виду страхования устанавливается соответствующими законами или иными правовыми актами, под которыми, согласно п.6 ст.3 ГК РФ, понимаются только указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Беря за основу комплексный характер страхового законодательства, вряд ли допустимо ограничивать его состав лишь федеральными законами. Подзаконные нормативные акты составляют значительную группу источников правового регулирования рассматриваемых отношений. Поэтому, в состав страхового законодательства также могут входить подзаконные нормативные акты, такие как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты. Перечисленные акты образуют федеральный уровень регулирования обязательного страхования, основанный на централизации управления экономикой. Так, указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. определены приоритетные направления в развитии обязательного страхования в России1.

Гражданско-правовые нормы о страховании могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты). Наряду с этим следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь
Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В Республике Беларусь постепенно развиваются кредитн ...

Контроль за исполнением регламента документооборота при представлении расчетов по страховым взносам
Как уже упоминалось выше, обмен данными с органом ПФР не ограничивается отправкой сообщения. После отправки сообщения необходимо получить от ПФР доказательства доставки, протокол с результатами проверки, и направить в ПФР подтверждение о ...

Правовые основы деятельности потребительских кооперативов в системе ипотечного кредитования
Отношения по поводу создания и деятельности специализированных потребительских ипотечных кооперативов (далее – ПИК) в Российской Федерации регулируются и охраняются гражданским правом, нормы которого в основной своей массе содержатся в гр ...