Системы страхования банковских вкладов в настоящее время действуют более чем в 80 странах мира и представляют собой важный элемент стабильности банковского сектора, обеспечивающий защиту вкладчиков при неблагоприятных экономических условиях.
Финансовый и банковский кризис 1998 г. в России со всей очевидностью показал, что наличие эффективно действующей системы защиты сбережений могло бы сделать последствия кризиса гораздо менее болезненными для миллионов граждан.
В программных документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России ставилась задача о необходимости формирования общероссийской системы страхования вкладов. Эту позицию активно поддержали представительные и законодательные органы государственной власти и банковское сообщество.
Одновременно успешное развитие экономики в последние годы позволило сформировать прочный фундамент для создания системы защиты банковских депозитов. 27 декабря 2003 г. вступил в силу Закон о страховании вкладов, заложивший организационные, правовые и экономические основы для функционирования системы страхования вкладов в стране.
Таким образом, за всю 250-летнюю историю развития банковской системы в России впервые было введено страхование вкладов.
Система страхования базируется на следующих принципах:
· обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
· сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
· прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
· накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков-участников системы страхования вкладов.
В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов учреждено Агентство по страхованию вкладов в форме государственной корпорации. Учредителем Агентства является Российская Федерация. В январе 2004 г. Агентство приступило к работе. Были сформированы органы управления, утверждена организационная структура Агентства. Высшим органом управления Агентства является Совет директоров, в компетенции которого находится формирование стратегической политики и принятие основных решений по вопросам функционирования системы страхования вкладов. В его состав входят 7 представителей от Правительства Российской Федерации, 5 - от Банка России, а также Генеральный директор Агентства. В 2004 г. Совет директоров Агентства принял базовые документы, определившие ключевые позиции функционирования системы страхования вкладов.
Для создания финансовой основы системы страхования вкладов государство осуществило первоначальный имущественный взнос, передав средства государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее - АРКО), в размере 2 млрд. руб. - в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. руб. - для проведения мероприятий по организации функционирования системы. На формирование системы направляются также и иные средства АРКО по мере их высвобождения в ходе ликвидации данной организации. Важнейшая работа по созданию системы страхования вкладов - отбор финансово устойчивых банков в систему - осуществлялась Банком России. В соответствии с Законом о страховании вкладов им были организованы проверки финансового состояния всех банков, подавших ходатайства о вступлении в систему страхования.
Начиная с сентября отчетного года, на основании решений Банка России началось включение кредитных организаций в систему страхования вкладов. В августе 2004 г. в соответствии с положениями Стратегии развития банковского сектора о том, что страхование вкладов и ликвидация несостоятельных банков являются составными частями единого механизма защиты интересов кредиторов, были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Функции конкурсного управляющего несостоятельных банков были возложены на Агентство. Совет директоров 9 декабря 2004 г. одобрил Концепцию деятельности Агентства по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Концепция определяет цели, задачи и принципы деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего, устанавливает базовые принципы организации процедур банкротства кредитных организаций, описывает методы управления активами ликвидируемых кредитных организаций, работы с кредиторами, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства. В связи с наделением Агентства функциями корпоративного ликвидатора банков была создана необходимая регулятивная база и внесены изменения в организационную структуру. Оба направления деятельности Агентства - страхование вкладов и выполнение функций корпоративного ликвидатора - обеспечивают высококвалифицированные специалисты Агентства, получившие необходимый опыт работы в АРКО и других организациях.
Еще по теме:
Предлагаемые рекомендации по увеличению эффективности
кредитного процесса
Рассчитаем коэффициент эффективности использования обязательств банка, то есть привлеченных ресурсов.
Кэф = сумма обязательств / общая сумма кредитных вложений
Кэф = 787237456/732964287 = 1,07 руб.
Этот показатель показывает, что на 1 ...
Наименование и назначение первичных,
промежуточных и выходных документов
Для осуществления электронного документооборота в конкретном регионе заключается Соглашение между ОПФР и УЦ Абонентов СЭД, имеющих доверительные отношения с УЦ ПФР - Соглашение о совместных действиях по организации информационного обмена ...
Уровень банковских рисков
Риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений понятия риска с разных точек зрения.
В течение долгих лет существова ...