Статьи » Банковская система Российской Федерации: современное состояние и проблемы » Концептуальные основы совершенствования экономико-организационных механизмов взаимодействия государства и банковскойсистемы

Страница 4

Несмотря на то, что в Конституции провозглашен принцип невмешательства государства в экономическую систему, а в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» закреплены принципы невмешательства государства в банковскую систему, тем не менее, надо иметь в виду, что здесь речь идет преимущественно о невмешательстве в вопросы оперативной деятельности хозяйствующих субъектов. Но в интересах общества государство может и обязано регулировать, а значит и координировать деятельность экономических субъектов.

В условиях банковского кризиса положение государства как акционера вступает в конфликт с его регулирующей ролью. Поэтому увеличение влияния государства в капитале банковской системы допустимо лишь на непродолжительное время. Государственное участие, безусловно, приводит к достижению социальных и политических целей, отодвигая на задний план рыночную организацию банковского сектора. Однако «чрезмерное» участие государства в банковском секторе может создать порочный круг, включая неэффективную реструктуризацию, требования банков о государственной поддержке, предоставление государственных средств в чрезмерном объеме и др. Следовательно, государство не должно излишне подыгрывать банкам, смягчая кредитно-денежную политику. Делать это, по нашему мнению, возможно лишь на короткое время, чтобы избежать последующих всплесков инфляции со всеми вытекающими из нее последствиями.

Кроме этого необходимо подчеркнуть, что большую часть затрат по поддержке деятельности коммерческих банков должны нести акционеры проблемных банков, роль государства должна ограничиваться, в основном, как кредитора последней инстанции.

Наглядным примером усиления регулирующей роли государства за деятельностью всех финансовых учреждений являются решения саммита руководителей «большой двадцатки», проходившего в апреле 2009 г. в Лондоне. Саммит принял новую обязательную для всех концепцию регуляторной реформы и оздоровления финансовой системы, вселил некоторую уверенность в возможность ускорения преодоления кризиса. На нем были намечены важные шаги по выходу из спада и недопущению причин, которые способствовали его зарождению. Саммит принял решение ввести жесткий мониторинг и контроль за всеми финансовыми учреждениями, инструментами и рынками, системно значимыми для мировой экономики.

В антикризисной программе Правительства Российской Федерации неоднократно отмечается важность регулирующей роли государства в преодолении кризиса и развитии банковской системы в последующий период.

Также необходимо подчеркнуть, что вопросы взаимодействия государства и субъектов рынка, в том числе государства и банковской системы требуют дальнейшего теоретического и практического исследования, обобщения и развития. Особенно это важно в связи с нынешним экономическим кризисом. Происходящие события в экономике ведущих стран мира неопровержимо подтверждают теоретические выводы Дж. Кейнса о необходимости усиления государственного вмешательства (регулирования) в сложные экономические процессы на современном этапе развития. Необходимость усиления взаимодействия государства и субъектов рынка очевидна для всех, но сложность этих процессов состоит в обосновании разделения функций государства и хозяйствующих субъектов рынка в регулировании экономических процессов в зависимости от конкретных условий, специфики стран и др.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Анализ состояния кредитной работы банка с физическими лицами
Рассмотрим виды кредитов, предоставляемых ТрансКредитБанком физическим лицам. География автокредитования: Москва: Дополнительный офис «Центральный». Филиалы ТрансКредитБанка: Астрахань, Барнаул, Брянск, Владивосток, Волгоград, Екатерин ...

Общая характеристика Пушкинского отделения № 2009 Сбербанка России
Дополнительный офис № Пушкинского располагается по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Оранжерейная ул., 46, лит. А пом. 1-Н, является внутренним структурным подразделением Сбербанка России. Порядок открытия и закрытия дополнительных офис ...

Банк России, как организатор регулирования и надзора за деятельностью участников платёжной системы
Как уже говорилось в предыдущей главе, необходимо соблюдать принципы платёжной системы во избежание рисков, характерных для её работы (таблица 7). Это обеспечит надёжное и стабильное функционирование расчётно-платёжной системы, повысит до ...