Страница 1

По данным Росстата, III квартал 2007 года может стать водораздельным для всей системы потребительского кредитования. События, произошедшие в этот период, скорее всего, определяет итоговые результаты 2007 года и в некоторой степени повлияют на результаты 2008 года.

О то, что в 2007 году не будет двукратного увеличения рынка, прогнозировалось и раньше. Во всяком случае руководство ЦБ РФ еще в начале года говорило о том, что рост рынка потребительского кредитования по итогам 2007 года не превысило 60-65%. На самом деле этот прогноз можно считать оптимистичным. Данный темп роста был отмечен уже по итогам I полугодия. Даже если предложить, что в III и IV кварталах потребительские кредиты растут такими же темпами, как во II квартале, то и в этом случае по итогам года рост не превысит 65%.

Реально же следует ожидать резкого замедления, и тогда по итогам года рост может составить около 40%. Прежде всего, должен сказать от самый результат раскрытия эффективной ставки. Даже с учетом российского менталитета (которому приписывают пониженную рациональность, в отличие от менталитета европейского) отечественный потребитель не может не отреагировать на существенное увеличение номинальных процентных ставок. Вопрос только в степени этой реакции. На данный момент еще нет данных Банка России об объемах задолженности физических лиц по кредитам за III квартал, поэтому говорить о точных цифрах преждевременно.

Но помимо этого нововведения, последствия которого были в общем – то предсказуемы, в III квартале случился фосмажор в виде американского ипотечного кризиса. Говорить о степени его воздействия на российскую экономику пока очень сложно, но позитивных изменений ожидать явно не приходится. Отрывочные сообщения из различных банков свидетельствует: в первую очередь должен пострадать ипотечный сегмент потребительского кредитования. До последнего момента объем ипотечных кредитов в России увеличился более быстрыми темпами, чем в целом кредитов для населения. Теперь же и здесь можно ожидать замедление.

Таким образом, можно говорить о том, что 2007-й стал годом выхода потребительского рынка на новый виток спирали развития, и в 2008 году эта тенденция сохраниться. Короткий спрут сменяет более продолжительная стадия оттачивания качества, на смену «навальной» и агрессивной экстенсивности приходит более затратная и вдумчивая интенсивность. Просроченная задолженность по потребительским кредитам, рост которой фигрирует как в официальный источниках, так и в публикациях коммерческих организаций, уже заставляет крупнейшие на этом рынке банки прибегать к помощи коллекторских агентств, повышать требования к кредитополучателям и рисковать при этом либо прибылью, либо долей рынка, либо и тем и другим вместе.

Сдерживающим фактором является и макроэкономическая ситуация. Глобальная экономика практически полностью «отдана на откуп» Китаю. Мировой спрос поддерживается исключительно этим государством, и такой крен не может не вызывать опасения. Кроме того, ценам на нефть, чтобы расти теми же темпами в будущем году, какими они росли до сих пор, необходимо будет преодолеть психологический барьер в 100 долларов за баррель. Вряд ли это произойдет в один момент. Помнится, рынок очень долго пытался завоевать рубеж 50 долларов – за резкими подъемами цены следовали такие же резкие ее падения. Это, в свою очередь, отрицательно влияло на российскую экономику – в 2004 – 2005 годах наблюдалось снижение темпов роста ВВП. Такой же сценарий вполне вероятен и в 2008 году, что отразиться на всех сферах экономической жизни, и в том числе на банковском кредитовании. Банки будут вынуждены включать механизм осторожности в осуществлении своих кредитных программ на потребительском рынке.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблемы функционирования банковской системы на современном этапе
Одним из приоритетных направлений деятельности российской банковской системы является ее полномасштабное финансовое участие в модернизации российской экономики. Для осуществления динамичного развития экономики, перехода к инновационному х ...

История развития международных бирж
Существуют различные мнения по вопросу происхождения термина международных бирж. Некоторые связывают его с названием площади древнегреческим, где происходили торговые собрания, другое же считают, что так в Древнем Риме так нарекали " ...

Особенности продаж B2B
В B2B генеральная линия — как можно ближе сойтись с партнером (клиентом), наладить прочные дружеские, даже родственные отношения. Добиться того, чтобы у партнера даже не возникало мысли перейти к поставщику конкуренту. «Условия работы, ко ...