Статьи » Банковские проверки кредитных организаций » Принципы банковского надзора

Страница 4

Базельский комитет в настоящее время продолжает свою деятельность по установлению стандартов в основных сферах риска, а также по ключевым направлениям банковского надзора. Базельские основополагающие принципы послужат отправной точкой в будущей работе, которую Комитет должен будет проводить самостоятельно, и, где это приемлемо, в сотрудничестве с надзорными органами стран, не входящих в Группу десяти, и их региональными группами. Следует отметить, что Комитет взял на себя обязательство по усилению своего взаимодействия с представителями надзорных органов стран, не входящих в Группу десяти, и увеличению своего значительного вклада в оказание технической помощи и обучение.

Таким образом, вышеизложенное позволяет определить следующие цели принятия Основополагающих принципов и Методологии:

- названные документы служат основной рекомендацией надзорным органам при осуществлении надзора за всеми банковскими организациями, попадающими под их юрисдикцию;

- выступают ориентиром при проведении организационных и методических мероприятий, по совершенствованию банковского законодательства, в первую очередь регламентирующего национальную систему банковского надзора. Как указывается в предисловии к Основополагающим принципам в редакции 1997 года, «национальным надзорным органам . следует использовать прилагаемый документ в целях пересмотра их существующих надзорных механизмов и инициации программ, направленных на устранение по мере необходимости в рамках их правоспособности любых недостатков и сбоев»;

- представляют собой методологическую основу при проведении в странах как внутренней, так и внешней оценки состояния банковской системы в целом и организации банковского надзора в частности;

- способствуют пониманию кредитными организациями в лице их собственников и руководителей сути и содержания предъявляемых к ним со стороны надзорных органов пруденциальных требований.

Реализация основополагающих принципов эффективного банковского надзора предполагает реализацию следующих положений:

- основной целью надзора является поддержание стабильности и доверия к финансовой системе и тем самым снижение риска потерь для вкладчиков и других кредиторов;

- органам надзора следует поощрять и поддерживать рыночную дисциплину, стимулируя хорошее корпоративное управление, а также усиливая прозрачность рынка и контроль;

- для эффективного выполнения своих задач орган надзора должен обладать оперативной самостоятельностью, средствами и полномочиями для сбора информации, как на месте, так и путем проверки отчетности, а также полномочиями по приведению в исполнение принимаемых им решений;

- надзорные органы должны понимать характер деятельности, осуществляемой банками, и обеспечивать, насколько это возможно, управление должным образом рисками, которым подвергаются банки;

- эффективный банковский надзор требует, чтобы оценивался уровень риска отдельных банков и соответствующим образом распределялись ресурсы органов надзора;

- органы надзора должны добиваться того, чтобы у банков были ресурсы, необходимые для принятия на себя рисков, включая достаточный капитал, надежное управление и эффективные системы контроля и бухгалтерского учета;

- необходимо тесное сотрудничество с другими органами надзора, особенно тогда, когда банковские организации осуществляют операции за рубежом.

Банковский надзор должен способствовать развитию эффективной и конкурентной банковской системы, которая отвечает общественной потребности в финансовых услугах хорошего качества по разумной цене. Вообще необходимо признать, что существует компромисс между уровнем защиты, который обеспечивает надзор, и стоимостью финансового посредничества. Чем ниже допустимый уровень риска для банков и финансовой системы, тем более глубоким и дорогостоящим, скорее всего, будет надзор, в конечном счете, оказывая обратное воздействие на нововведения и распределение ресурсов.

Надзор не может и не должен гарантировать, что банки не потерпят банкротства. В рыночной экономике банкротства являются составляющей принятия на себя риска.

То, каким образом осуществляются банкротства, убытки, которые при этом приходится нести, является в большой мере политическим вопросом, предполагающим принятие решений о том, следует ли и в какой степени направлять государственные средства на поддержку банковской системы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования
Добровольное страхование аналогично обязательному медицинскому страхованию и проследует ту же социальную цель – предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финансирования. Однако эта общая цель достигае ...

Зарождение интеграции отечественных банков в мировой финансовый рынок
Зарождение интеграции отечественных банков в мировой финансовый рынок приходится на вторую половину XIX в. – начала XX в. Это связано с началом процесса глобализации, который проявляется в международной миграции капитала и рабочей силы, н ...

Структура органов управления
Высшим органов банка России является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которы ...