Базельский комитет в настоящее время продолжает свою деятельность по установлению стандартов в основных сферах риска, а также по ключевым направлениям банковского надзора. Базельские основополагающие принципы послужат отправной точкой в будущей работе, которую Комитет должен будет проводить самостоятельно, и, где это приемлемо, в сотрудничестве с надзорными органами стран, не входящих в Группу десяти, и их региональными группами. Следует отметить, что Комитет взял на себя обязательство по усилению своего взаимодействия с представителями надзорных органов стран, не входящих в Группу десяти, и увеличению своего значительного вклада в оказание технической помощи и обучение.
Таким образом, вышеизложенное позволяет определить следующие цели принятия Основополагающих принципов и Методологии:
- названные документы служат основной рекомендацией надзорным органам при осуществлении надзора за всеми банковскими организациями, попадающими под их юрисдикцию;
- выступают ориентиром при проведении организационных и методических мероприятий, по совершенствованию банковского законодательства, в первую очередь регламентирующего национальную систему банковского надзора. Как указывается в предисловии к Основополагающим принципам в редакции 1997 года, «национальным надзорным органам . следует использовать прилагаемый документ в целях пересмотра их существующих надзорных механизмов и инициации программ, направленных на устранение по мере необходимости в рамках их правоспособности любых недостатков и сбоев»;
- представляют собой методологическую основу при проведении в странах как внутренней, так и внешней оценки состояния банковской системы в целом и организации банковского надзора в частности;
- способствуют пониманию кредитными организациями в лице их собственников и руководителей сути и содержания предъявляемых к ним со стороны надзорных органов пруденциальных требований.
Реализация основополагающих принципов эффективного банковского надзора предполагает реализацию следующих положений:
- основной целью надзора является поддержание стабильности и доверия к финансовой системе и тем самым снижение риска потерь для вкладчиков и других кредиторов;
- органам надзора следует поощрять и поддерживать рыночную дисциплину, стимулируя хорошее корпоративное управление, а также усиливая прозрачность рынка и контроль;
- для эффективного выполнения своих задач орган надзора должен обладать оперативной самостоятельностью, средствами и полномочиями для сбора информации, как на месте, так и путем проверки отчетности, а также полномочиями по приведению в исполнение принимаемых им решений;
- надзорные органы должны понимать характер деятельности, осуществляемой банками, и обеспечивать, насколько это возможно, управление должным образом рисками, которым подвергаются банки;
- эффективный банковский надзор требует, чтобы оценивался уровень риска отдельных банков и соответствующим образом распределялись ресурсы органов надзора;
- органы надзора должны добиваться того, чтобы у банков были ресурсы, необходимые для принятия на себя рисков, включая достаточный капитал, надежное управление и эффективные системы контроля и бухгалтерского учета;
- необходимо тесное сотрудничество с другими органами надзора, особенно тогда, когда банковские организации осуществляют операции за рубежом.
Банковский надзор должен способствовать развитию эффективной и конкурентной банковской системы, которая отвечает общественной потребности в финансовых услугах хорошего качества по разумной цене. Вообще необходимо признать, что существует компромисс между уровнем защиты, который обеспечивает надзор, и стоимостью финансового посредничества. Чем ниже допустимый уровень риска для банков и финансовой системы, тем более глубоким и дорогостоящим, скорее всего, будет надзор, в конечном счете, оказывая обратное воздействие на нововведения и распределение ресурсов.
Надзор не может и не должен гарантировать, что банки не потерпят банкротства. В рыночной экономике банкротства являются составляющей принятия на себя риска.
То, каким образом осуществляются банкротства, убытки, которые при этом приходится нести, является в большой мере политическим вопросом, предполагающим принятие решений о том, следует ли и в какой степени направлять государственные средства на поддержку банковской системы.
Еще по теме:
Проблемы развития ОМС в России
Несмотря на то, что закон об ОМС действует с 1992 г., сама концепция страховой медицины далеко не бесспорна и очевидна для организаторов системы здравоохранения. Многие из них стремятся к централизованному распределению средств фонда ОМС ...
Перечень банковских и финансовых операций
Банк является финансовым посредником и выполняет комплекс из трех базовых операций : принятие денежных вкладов от клиентов, выдача кредитов, осуществление рассчетно-кассового обслуживания.
Это три операции являються основними, но в банко ...
Основные направления повышения роли фондовой биржи на
российском рынке ценных бумаг
В начале 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) подготовила и представила в Правительство РФ доклад "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перс ...