Основной договор страхования транспортного средства заключается сроком на 1 год или на 2 - 11 месяцев, дополнительный – на срок, оставшийся до конца действия основного договора.
На оценку величины премии при определении суммы страховой премии при транспортном страховании оказывает влияние ряд факторов:
Ø возраст, водительский стаж страхуемого и лиц, имеющих право управлять автомобилем;
Ø тип автомобиля;
Ø район, где находится гараж или автостоянка;
Ø функциональное назначение транспортного средства;
Ø величина требуемого страхового покрытия.
Возраст и водительский стаж: статистика показывает, что молодые водители попадают в аварии чаще, чем пожилые. Для стимулирования безаварийной езды страховщики, как правило, требуют, чтобы при аварии страхователи оплачивали часть убытков, то есть устанавливают франшизу. Причем, размер франшизы определяется в зависимости от возраста водителя. Франшизы не всегда зависят от водительского стажа и могут применяться к неопытным водителям.
Тип автомобиля: страховщики составляют тарифный справочник, в который входит обычно около 20 групп автотранспортных средств. Для некоторых машин могут применяться специальные тарифы страхования. Автомобили группируются по признакам по признакам: максимальная стоимость, сложность ремонта или нахождения запасных частей. Многие страховщики вводят скидки со страховых премий при страховании старых автомобилей. Величина таких скидок зависит от срока эксплуатации автомобиля. Опыт показывает, что владельцы более старых машин подают меньше претензий, и поэтому индивидуальные издержки по обслуживанию их полисов страхования меньше издержек по обслуживанию полисов более новых автомобилей.
Район, где находится стоянка: хотя это не лучший критерий для оценки риска, так как он не несет информации о том, где обычно используется автомобиль, но страховщики его часто применяют.
Функциональное назначение транспортного средства: этот фактор важен тем, что дает страховщику информацию о части возможных рисков. Например, машина пенсионера, используемая в частных целях, находится на дорогах меньше, чем машина коммивояжера, проезжающего значительные расстояния. Чем больше машина находится на дороге, тем больше риск аварии 3, стр. 93].
По данному признаку можно объединить транспортные средства в следующие группы:
А. Включает автомобили, используемые в общественных, домашних или развлекательных целях страхователем и в связи с осуществлением его профессиональной деятельности (за исключением сдачи в прокат, разъездной торговли или использования в других целях, связанных с торговлей автомобилями, автогонками, состязаниями, ралли или испытаниями). То есть к этой группе относятся автомобили, используемые только для «домашних и общественных» целей: передвижения к месту и с места работы к месту жительства.
В1. Включает автомобили, используемые в общественных, домашних или развлекательных целях, в связи с деловой активностью страхователя, его работодателя или партнера (за исключением сдачи в прокат, разъездной торговли или использования в других целях, связанных с торговлей автомобилями, автогонками, состязаниями, ралли или испытаниями). Предполагается активное использование автомобиля в деловых целях, исключая разъездную торговлю.
В2. Включает автомобили, использование которых аналогично использованию автомобилей группы В1. Разница заключается в составе исключений: «за исключением использования автомобиля для перевозки пассажиров за плату или по договору аренды; соревнований, автогонок, ралли или испытаний». Здесь не накладываются ограничения на использование автомобиля коммивояжерами для разъездной торговли [3, стр 94].
При наступлении страхового события ущерб определяется в случае:
Ø похищения транспортного средства или подвесного лодочного мотора – по стоимости его (с учетом износа)
Ø уничтожения транспортного средства – по стоимости (с учетом износа) за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования;
Ø повреждения транспортного средства – по стоимости ремонта в следующем порядке: стоимость новых частей деталей и принадлежностей уменьшается соответственно проценту износа, указанному в договоре страхования, к полученной сумме прибавляется стоимость ремонтных работ, а затем вычитается стоимость остатков, годных для дальнейшего использования, переоценивается по проценту износа и степени их обесценивания, вызванного страховым случаем. В сумму ущерба включаются также затраты по спасению транспортного средства (в том числе дополнительный ущерб, вызванный спасением людей) во время страхового случая, по приведению в порядок и транспортировке до ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жительства страхователя (но не далее, чем до ближайшего ремонтного пункта). Страховщик оплачивает работы по составлению сметы затрат на ремонт, но не оплачивает ущерб потери товарного вида транспортного средства.
Еще по теме:
Страхование внешнеэкономической деятельности в России
Поскольку государство не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.
Лидеро ...
Технически несовершенная система проведения платежей
В экономической и юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия "платежная система", при этом делается акцент на различных его аспектах, касающихся правовых, экономических, технологических, организаци ...
Управление рисками деятельности банка на рынке сбережений населения
Как и любая другая деятельность банка, деятельность банка по привлечению сбережений населения сопряжена с рисками. По нашему мнению, риск сберегательной деятельности байка представляет собой совокупность рисков: а) финансового характера: ...