Статьи » Кредитование физических лиц Байкальского банка Сбербанка РФ » Рост потребительского кредитования, как необходимое условие развития рыночных отношений

Страница 1

Повышение эффективности банковской системы России связано не только с активным участием банков в кредитовании реального сектора экономики, но и с потребительским кредитованием населения.

На начало 2008 года произошло двукратное увеличение объемов потребительских кредитов населению в абсолютном выражении и, по оценкам некоторых независимых экспертов, они составили около 1 330 млрд. руб. (примерно 47 млрд. дол. США).

Согласно определению, данному в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре потребительский кредит (от англ. «consumer credit», «purchase loan») – это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В Словаре-справочнике финансового менеджера, потребительский кредит определяется как розничная продажа товаров индивидуальным покупателям с предоставлением отсрочки платежа на определенную часть их стоимости.

Доля потребительского кредитования в общем объеме кредитных вложений в экономику России сегодня находится на уровне примерно 11,3 процентов.

Потребительский кредит является одной из форм кредита и служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения. В

определенной степени он содействует выравниванию потребления групп населения с различным уровнем доходов. Необходимость потребительского кредита вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и с интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров. Потребительский кредит играет большую роль в социально-экономической жизни страны:

– развитие потребительского кредита способствует расширению покупательского спроса на товары длительного пользования, ускоряя реализацию товаров, что, в конечном счете, отражается на увеличении доходной части федерального бюджета;

– государство имеет возможность определять реальную социальную политику.

В настоящее время в нашей стране кредитование потребительских нужд населения осуществляется в основном Сбербанком России. Однако и другие коммерческие банки все шире практикуют выдачу потребительского кредита различным группам населения.

Современная практика кредитования населения в РФ выявила ряд проблем:

– недостатки процесса кредитования;

– использование наличных денежных средств при выдаче и погашении ссуды, которое не сокращает издержки обращения;

– отсутствие экономически обоснованной процентной политик;

– отсутствие необходимых законов;

– относительно неразвитый сегмент потребительских кредитов по сравнению с зарубежной практикой.

Вместе с тем динамика кредитных операций банковского сектора свидетельствует об опережающих темпах кредитования населения. В 2007 году частные кредиты выросли на 105,77 процентов, а в 2008 г. – на 115 процентов и составили, как указывалось выше, около 1 330 млрд. руб. Устойчивый рост свидетельствует о неудовлетворенном спросе населения на потребительские кредиты, с одной стороны, и о высокой привлекательности (доходности) потребительского кредитования для банков. По оценкам Home Credit and Finance Bank, сегодня в кредитных продуктах нуждаются 70 процентов россиян и только 20 процентов хотя бы раз воспользовались потребительской ссудой.

По свидетельству Информационного агентства «Интерфакс», в Российской Федерации сегодня этот показатель (около 150 дол. США) находится примерно на уровне Турции (152 дол. США) и в 3–6 раз меньше, чем в Венгрии (900 дол. США), Польше (439 дол. США) и Чехии (932 дол. США).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Пути совершенствования организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что ООО "Новосибстрой", несмотря на приток денежных средств (положительный чистый денежный поток) в анализируемом периоде, временами испытывало дефицит денежных средств, нео ...

Содержание и сущность сберегательных и депозитных операций коммерческих банков
Депозитные источники банковских ресурсов существенно отличаются от не депозитных средств коммерческого банка: 1) они ассоциируются с конкретным клиентом банка, то есть носят персональный характер, в то время как прочие ресурсы приобретаю ...

Структура ресурсов коммерческих банков на современном этапе
Структура банковских ресурсов отдельного коммерческого банка зависит от степени его специализации или, наоборот, универсализации, особенностей его деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов. По своему экономическому содержанию ресурсы ...