Статьи » Сущность кредитного рейтинга. Ликвидность банка

Страница 2

Основными этапами

анализа ликвидности в банке являются:

I. Оценка финансового состояния банка с точки зрения его ликвидности.

Данный этап является подготовительным. На этом этапе осуществляется определение ликвидности банка на момент начала анализа, здесь перед финансовым аналитиком стоит задача определения базы, исходной точки для дальнейшего анализа. Если данный этап не выявляет серьезных проблем в области ликвидности и платежеспособности, то имеет смысл провести дальнейший анализ с целью определения тенденций и перспектив развития ситуации. При выявлении же каких-либо проблем дальнейший анализ позволит определить причины сложившейся ситуации и наметить пути выхода из нее.

II. Анализ факторов, воздействующих на ликвидность.

Основной целью проведения второго этапа анализа является учет воздействия внутренних и внешних факторов на политику банка в целом, и на его ликвидность в частности. Ключевыми факторами, воздействующими на ликвидность, являются:

· Макроэкономические факторы (экзогенные) – через них осуществляется воздействие внешней среды на деятельность коммерческого банка и, как следствие, на его ликвидность.

· Микроэкономические факторы (эндогенные) – действуют на уровне самого банка и связаны с его политикой.

В отличие от действия макроэкономических факторов, воздействие в некоторых банк не может ограничить, микроэкономические факторы напрямую связаны с его деятельностью, поэтому, изменяя политику банка, можно ограничить воздействие факторов, вызывающих неблагоприятные изменения в ликвидности.

III. Анализ активов и пассивов банка.

Как следует из определения, ликвидность коммерческого банка – это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву, и, следовательно, она определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса, т.е. степенью соответствия сумм и сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая при этом своей стоимости, могут своевременно преобразовываться в денежные средства по мере востребования пассивов. Таким образом, структурный анализ активов и пассивов банка является неотъемлемой частью анализа его ликвидности.

Различают горизонтальный и вертикальный анализ балансовых данных. Горизонтальный анализ строится на определении динамики удельных весов определенных групп активов и пассивов. Эти показатели, в свою очередь, анализируются с учетом динамики объема операций банка в целом, отражая таким образом, изменение объема данных операций или групп активов или пассивов в деятельности банка. Вертикальный анализ строится на определении удельных весов отдельных групп и видов активных и пассивных операций. Иными словами, он дает информацию об основных группах источников средств по пассиву и об основных направлениях размещения средств по активу.

Структурный анализ активов и пассивов дает финансовому аналитику информационную базу для анализа ликвидности, однако для получения более полной картины применяется метод расчета показателей – коэффициентов ликвидности.

IV. Расчет и анализ коэффициентов ликвидности.

Данные, получаемые на этом этапе анализа, должны быть учтены как при составлении краткосрочных рекомендаций относительно поддержания ликвидности, так и при выработке глобальной стратегии деятельности банка.

Коэффициентный анализ является разновидностью количественного анализа деятельности банка, и его применение к анализу ликвидности на практике имеет огромное значение. Метод расчета коэффициентов позволяет выявить количественную взаимосвязь между различными статьями, разделами или группами статей баланса; соответственно, параллельно должны также использоваться методы группировки и сравнения. С помощью метода расчета коэффициентов определяется удельный вес конкретной статьи (или групп статей) в общем объеме актива (пассива) либо в соответствующем разделе. Активные (пассивные) балансовые счета сопоставляются как с аналогичными счетами по пассиву (активу), сгруппированными по общим экономическим контрагентам либо единым срокам или видам операций.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме: