Страница 1

Основными недостатками нашей банковской системы сегодня являются:

- высокая степень сегментации банковской системы;

- проблема государственной банковской олигополии;

- неразвитость нормативно-правовой базы осуществления банковской деятельности;

- повышение капитализации банковской системы Российской Федерации как фактор ее конкурентоспособности.

Рассмотрю далее более подробно проблемы российской банковской системы России.

Во-первых, сдерживающим фактором развития российской банковской системы является ее сегментация, под которой понимается нарастающие различия между группами банков – банками, контролируемыми государством, дочерними иностранными банками, крупными частными банками и средними и мелкими банками [4, стр. 65].

Сегментация банковской системы выражается в:

- различных требованиях к уровню ликвидности (для обеспечения стабильности функционирования кредитных институтов);

- различном доступе к внешнему финансированию (по цене и объему);

- в различном доступе к внутреннему финансированию;

- стоимости пассивов на внутреннем рынке;

- различной политике управления структурой активов и пассивов.

По данным Центрального банка Российской Федерации, наблюдается следующее распределение активов по банковскому сектору [7, стр. 8]:

- первая группа банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ-24) по состоянию на 01.08.2011 года владеет 49% активов всей банковской системы России.

- вторая группа банков (6-20 строчка по величине активов) – это в основном крупные частные банки и дочерние иностранные банки, совокупная доля активов которых на 01.08.2011 составила 20.5% (Альфа-Банк, Банк Москвы, ЮниКредит Банк, Росбанк, Райффайзенбанк и др.)

- третья группа банков (с 21 по 50) доля 11,5%

- четвертая группа доля (с 51 по 200) – 13,1%

- пятая группа (с 201 по 500) 4,6%

- шестая группа (с 501) доля 1,3%

Таким образом, пять крупнейших банков страны (все банки с государственным участием) обладают почти половиной совокупных активов банковской системы.

Главное преимущество государственного банка или банка с государственным участием – это обеспечение финансовых гарантий прав вкладчиков на правительственном уровне в условиях неплатежеспособности кредитной организации. Самыми надежными банками считаются кредитные организации с непосредственным государственным участием в финансировании или, по крайней мере, имеющие в своих активах некую долю государственного капитала. Разумеется, за меньший риск приходится платить за счет более высоких процентных ставок по займам, более низких ставках по депозитным вкладам по сравнению с коммерческими банками.

Однако многое зависит от общей экономической ситуации в стране – обратную ситуацию наглядно продемонстрировал финансовый кризис 2008-2009 гг. В сложное время именно банки с государственным участием благодаря доступу к недорогим «правительственным» деньгам смогли предложить своим клиентам наиболее выгодные на российском рынке условия кредитования.

Данные выводы подтверждаются результатами ряда аналитических исследований, проведенных сотрудниками холдинга «Ромир», пришедших к неутешительному выводу о снижении индекса доверия российских заемщиков к банковской системе, снизившегося почти до уровня 2008 года. Однако, у таких банков, как Сбербанк и ВТБ24, несмотря на экономический кризис, индекс доверия значительно повысился. Индекс доверия был составлен по 100-бальной шкале, где учитывался ряд показателей по выдачам кредитов для населения, годовой процент погашения займов, сроки кредитования и т.д. В пятерку лидеров, набравших наибольшее количество баллов, помимо Сбербанка и ВТБ24, вошли такие банковские организации: «Альфа-банк» - 67,6 пунктов, «Газпромбанк» - 66,1, «Росбанк» - 63,9 [12, стр. 19].

По моему мнению, банковский сектор не станет привлекательным для инвестиций, пока существует проблема государственной банковской олигополии. Крупнейшие банки с государственным участием занимают большую часть рынка, привлекают большую часть ресурса из экономики и, как следствие, получают максимальную господдержку в кризисные времена. Частному бизнесу тяжело противостоять такому конкуренту, как государство, поэтому государству необходимо постепенно выходить из капитала этих банков. В таком случае рынок станет более конкурентным, а банковский бизнес – более привлекательным. По мнению экспертов, чтобы довести долю государства до неконтрольной или хотя бы подойти к такому решению, уйдет порядка трех-пяти лет, однако уже сейчас мы видим первые позитивные шаги в этом направлении.

В соответствии с проектом стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, в среднесрочной перспективе предполагается сократить участие государства в капиталах кредитных организаций при сохранении контроля государства за деятельностью ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Россельхозбанк». При этом в ближайшие три года предусматривается снижение государственного участия в уставном капитале данных кредитных организаций не ниже уровня 50% плюс одна голосующая акция. В дальнейшем Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат сокращение доли государства в уставном капитале данных кредитных организаций.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Состав и классификация потребительского кредитования
Операции кредитования составляют основу активных операций коммерческого банка. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредитования являются юридические и физические лица. Кредит - это предоставление банком или кредитной орг ...

Дистанционный надзор
В 2011 году в условиях роста банковской активности, в частности увеличения объемов кредитования, основные усилия по совершенствованию банковского надзора были направлены на развитие содержательных риск-ориентированных подходов при оценке ...

Построение оптимальной сберегательной политики коммерческого банка
Построение оптимальной сберегательной политики коммерческого банка исходит из принципа максимизации решения поставленных перед ней задач. Основной задачей сберегательной политики любого коммерческого банка является разработка и реализация ...