Статьи » Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования » Система ипотечного кредитования: мировой опыт и ситуация в России

Страница 3

Необходимо отметить при этом, что уступка прав требований по договору об ипотеке действительна только в случае, если новому залогодержателю будут уступлены права требования по основному обязательству – кредитному договору. Таким образом, новый залогодержатель становится и новым кредитором. С этим связана уже не столько процедурная, сколько правовая проблема. Несмотря на отсутствие прямых запретов в законодательстве банки–кредиторы совершают сделки по переуступке прав требований по долгосрочным ипотечным кредитам только с организациями, имеющими лицензию на совершение кредитных операций. В противном случае в существующей судебно-арбитражной практике сделки по переуступке прав по кредитным договорам некредитным организациям признаются ничтожными.

Попытка создания удобного и простого в обращении инструмента, позволяющего рефинансировать ипотечные кредиты, была предпринята в рамках Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, который ввел специальный оборотный инструмент - новый вид ценных бумаг – закладную, документ, удостоверяющий право ее владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой недвижимого имущества, указанного в договоре об ипотеке.

Особенностью этой ценной бумаги является то, что закладная является именной, неэмиссионной ценной бумагой, составляется залогодателем и должником (если они не одно и то же лицо), регистрируется в органе государственной регистрации и выдается первоначальному залогодержателю. После этого она может быть передана другому владельцу путем совершения передаточной надписи. Таким образом, возникает возможность осуществления достаточно простой и легко оформляемой в отличие от цессии процедуры передачи прав требований по обязательствам от одного кредитора другому и соответственно возможности рефинансирования первого [35, с.57-62].

Теоретически закладная позволяет существенно облегчить и ускорить установление правовых и финансовых взаимоотношений между различными участниками ипотечного рынка – заемщиками, первичными кредиторами, рефинансирующими организациями-операторами вторичного рынка, инвесторами на основе следующих схем рефинансирования ипотечных кредитов:

а) через покупку закладных напрямую инвестором;

б) через кредитование под залог закладных;

в) через приобретение ценных бумаг, выпущенных на основе пулов закладных.

Закладные, являясь по своей сути персонифицированными ценными бумагами, отражают все особенности каждого конкретного финансового обязательства, обеспеченного ипотекой. Лицу, приобретающему закладную необходимо тщательно изучить все существенные условия, как по основному, так и по обеспечивающему обязательству, зафиксированным в закладной. В то же время правовой механизм обращения закладных позволяет создать вторичный рынок ипотечных кредитов, на котором обращаются ценные бумаги, созданные на основе пулов закладных, собранных в соответствии с определенными параметрами: целями и сроками кредита, условиями его предоставления и погашения кредита, качеством и однородностью обеспечения, характеристиками возможных кредитных рисков. Выпускаемые ипотечные ценные бумаги имеют обезличенный характер, то есть не носят на себе конкретных особенностей каждой из ипотечных сделок и могут стать привлекательным инструментом для инвесторов, желающих вложить средства в рынок недвижимости.

С учетом перспектив использования закладных как инструмента рефинансирования кредиторов, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты, их законодательное введение в хозяйственный оборот вызвало большой интерес, прежде всего как инструмент рефинансирования. Однако практика использования закладных пока что уникальна и анализ этого инструмента говорит о том, что массовое использование закладных может повлечь ряд проблем, связанных как с правовыми взаимоотношениями участников, так и с процедурными действиями.

Взаимодействие органов управления с прочими участниками ипотечного рынка

От активной позиции органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во многом будут зависеть результаты развития рыночной системы ипотечного жилищного кредитования в стране. Особое значение при этом имеет создание действенной нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях.

В Концепции рекомендуется принятие в рамках региональных программ законодательных и нормативных актов, способствующих развитию ипотечного жилищного кредитования. В них должны найти отражение следующие вопросы: создание резервного фонда для временного проживания граждан, выселенных по решению суда из заложенных жилых помещений; порядок действия органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние граждане, в ипотеку (залог) и на обращение взыскания на это помещение; совершенствование порядка регистрации ипотеки жилого помещения, приобретаемого за счет кредитных средств, в целях обеспечения ускоренной регистрации учреждением юстиции договоров купли-продажи и ипотеки жилья [7].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Страховые взносы
С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года. Государственные социал ...

Низкая эффективность банковского надзора
С переходом Российской Федерации на рыночную экономику банковская система России претерпела существенные изменения, т.е. от многобанковской структуры перешла к двухуровневой системе с Центральным банком РФ на верхнем уровне и всеми видами ...

Учет кредитных операций
Понятие кредитных операций Кредитные операции - это операции кредитора по размещению свободных кредитных ресурсов заемщику на условиях платности, срочности и возвратности. ОАО «Имбанк» заинтересован в получении прибыли на основе оборота ...