Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) стоит во главе банковской системы, управляет ею, устанавливает специальные правила для ее участников, наделяя их статусом кредитных организаций, выдает им лицензии, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. В своей деятельности ЦБ РФ руководствуется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ)[1]), который определяет его функции, структуру и примерный статус. Противоречивость норм названного Закона не позволяет четко и ясно представить правовое положение этой организации.
Законодатель не относит ЦБ РФ к какой-либо из ветвей государственной власти, определенных в ст. 10 Конституции РФ: законодательной, исполнительной или судебной[2]).
ЦБ РФ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Кроме того, Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»[3]).
При анализе финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации актуально учесть позиции административного[4]) и финансового[5]) права о публично-правовом статусе. Отсутствие в законодательстве определения статуса Банка России приводит к необходимости разрешить данную проблему путем обращения к теории права и судебной практике.
Представляется целесообразным рассмотреть правовое положение Банка России с позиций финансового права как органа, осуществляющего банковское регулирование, с позиций административного права как органа, осуществляющего управление в денежно-кредитной сфере. Как известно, в ходе своей деятельности Банк России осуществляет финансовую деятельность[6]).
Развитие форм деятельности Банка России на современном этапе как объекта финансово-правовой политики заключается в совершенствовании правоустановительной (нормотворческой), правоприменительной, контрольно-надзорной деятельности, деятельности по управлению имуществом (в том числе золотовалютными резервами) и оказанию услуг (в том числе обслуживания счетов бюджетов).
В науке высказано и иное мнение относительно государственно-властной природы Банка России. Так, А. Г. Братко не считает Банк России органом государственной власти и относит его к негосударственным образованиям. Свою позицию А. Г. Братко обосновывает тем, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 10) «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Согласно рассуждениям А. Г. Братко, Центральный банк Российской Федерации не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не относятся к государственным служащим по определению ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Развитие форм и методов финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики требует доктринального осмысления важнейших финансово-правовых институтов с учетом современных политико-правовых и социально-экономических реалий. Деятельность Центрального банка Российской Федерации как государственного финансово-кредитного органа в условиях функционирования двухуровневой банковской системы, отвечающей потребностям рыночной экономики, по осуществлению им конституционно закрепленной функции обеспечения стабильности национальной валюты, укреплению и развитию банковской системы, системы платежей и расчетов в целях оптимизации законодательной регламентации и повышения эффективности правоприменительной деятельности в сфере денежно-кредитных отношений нуждается в теоретическом исследовании с финансово-правовых позиций.
Банк России обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Банк России выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности.
И так, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время Банк России занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности.
Еще по теме:
Повышение
профессионализма банковских служащих
тнВостребованность специалиста на рынке труда во многом определяется уровнем его квалификации. Высокая квалификация персонала – важнейшее конкурентное преимущество компании, в т.ч. и коммерческого банка.
Повышение квалификации должно обе ...
Классификация международных бирж
Со времени возникновения первых бирж и до наших дней этот институт прошел серьезные изменения и на данный момент биржи бывают многих видов, в зависимости от признака классификации. Рассмотрим наиболее распространенные признаки и виды бирж ...
Формы и обеспечения обязательств по возврату кредита и начисленных
процентов
Одним из основных инструментов страхования риска кредиторов в процессе взаимоотношений с заемщиком является обеспечение по кредиту. При развитии технологий, усложнения производственных систем меняются и требования к качеству обеспечения к ...