Статьи » Банковские проверки кредитных организаций » Финансово-правовой статус Центрального банка как органа банковского надзора

Страница 1

Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) стоит во главе банковской системы, управляет ею, устанавливает специальные правила для ее участников, наделяя их статусом кредитных организаций, выдает им лицензии, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. В своей деятельности ЦБ РФ руководствуется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ)[1]), который определяет его функции, структуру и примерный статус. Противоречивость норм названного Закона не позволяет четко и ясно представить правовое положение этой организации.

Законодатель не относит ЦБ РФ к какой-либо из ветвей государственной власти, определенных в ст. 10 Конституции РФ: законодательной, исполнительной или судебной[2]).

ЦБ РФ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Кроме того, Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»[3]).

При анализе финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации актуально учесть позиции административного[4]) и финансового[5]) права о публично-правовом статусе. Отсутствие в законодательстве определения статуса Банка России приводит к необходимости разрешить данную проблему путем обращения к теории права и судебной практике.

Представляется целесообразным рассмотреть правовое положение Банка России с позиций финансового права как органа, осуществляющего банковское регулирование, с позиций административного права как органа, осуществляющего управление в денежно-кредитной сфере. Как известно, в ходе своей деятельности Банк России осуществляет финансовую деятельность[6]).

Развитие форм деятельности Банка России на современном этапе как объекта финансово-правовой политики заключается в совершенствовании правоустановительной (нормотворческой), правоприменительной, контрольно-надзорной деятельности, деятельности по управлению имуществом (в том числе золотовалютными резервами) и оказанию услуг (в том числе обслуживания счетов бюджетов).

В науке высказано и иное мнение относительно государственно-властной природы Банка России. Так, А. Г. Братко не считает Банк России органом государственной власти и относит его к негосударственным образованиям. Свою позицию А. Г. Братко обосновывает тем, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 10) «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Согласно рассуждениям А. Г. Братко, Центральный банк Российской Федерации не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не относятся к государственным служащим по определению ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Развитие форм и методов финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики требует доктринального осмысления важнейших финансово-правовых институтов с учетом современных политико-правовых и социально-экономических реалий. Деятельность Центрального банка Российской Федерации как государственного финансово-кредитного органа в условиях функционирования двухуровневой банковской системы, отвечающей потребностям рыночной экономики, по осуществлению им конституционно закрепленной функции обеспечения стабильности национальной валюты, укреплению и развитию банковской системы, системы платежей и расчетов в целях оптимизации законодательной регламентации и повышения эффективности правоприменительной деятельности в сфере денежно-кредитных отношений нуждается в теоретическом исследовании с финансово-правовых позиций.

Банк России обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Банк России выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности.

И так, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время Банк России занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Формы и обеспечения обязательств по возврату кредита и начисленных процентов
Одним из основных инструментов страхования риска кредиторов в процессе взаимоотношений с заемщиком является обеспечение по кредиту. При развитии технологий, усложнения производственных систем меняются и требования к качеству обеспечения к ...

Формы обеспечения кредита применяемые в Сбербанке в современных условиях
Банковское законодательство Р.Ф. предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита. Предоставляемые банком кредиты обеспечиваются залогом имущества, ценных бумаг, гарант ...

Понятие кредитной системы. Факторы ее развития
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность ...