Страница 1

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Укрепление законности и правопорядка в банковском секторе экономики России приобретает в последнее время особое значение. Это связано, прежде всего, с активным развитием экономики государства, увеличением количества хозяйствующих субъектов, возрастающим объемом денежных потоков между ними и возрастающей в связи с этим ролью кредитных организаций как посредников на рынке финансовых услуг. В период реформ банковский сектор стал одним из сегментов экономики наиболее подверженных совершению правонарушений. Распространены случаи нарушения финансовой дисциплины, среди которых наиболее распространенными являются нарушения-при проведении кредитных операций, организации работы по ведению бухгалтерского учета, достоверности учета и отчетности.

В ходе проведенных в 2011 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов. Если сравнивать показатели 2011 и 2010 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).

Финансово-правовой статус Банка России основан на его общеправовом статусе и имеет следующие особенности: является юридическим лицом, что не свойственно иным органам государственной власти; имеет органы управления, но не имеет учредителей, формирует уставный капитал; является субъектом налогового права с вытекающими отсюда правами и обязанностями налогоплательщика и налогового агента; имеет право осуществлять банковские операции; обязан ежегодно подвергаться аудиторской проверке. Одним из основных элементов финансово-правового статуса Банка России является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.

Исходя из этого правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях, обусловленное статусом органа государственной власти, можно определить, как совокупность законодательно закрепленных финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Банковский надзор существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере денежно-кредитных отношений. Поэтому понятие банковского надзора включает государственно-правовой и экономический аспекты.

Мы предлагаем следующее определение банковского надзора: это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, установленных Банком России нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение мер государственного принуждения за нарушения банковского законодательства.

Банковский надзор можно подразделись на два вида: общий (юридический) и пруденциальный (финансово-правовой). Надзор за деятельностью кредитных организаций может быть предварительным, текущим и последующим.

Финансово-правовой институт пруденциального надзора представляет собой правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов пруденциальных правонарушений, состоящих из трех стадий: получения Банком России необходимой информации, правовой квалификации и принятия решения о применении мер принуждения к подконтрольным субъектам. Осуществление процедуры пруденциального банковского надзора обеспечено процессуальными мерами принуждения.

Правовыми формами надзора Банка России выступают: предоставление отчетности и расчетов показателей деятельности; проверка предоставленной информации о показателях деятельности кредитной организации; проверка учета (бухгалтерского, оперативного, статистического); проверка исполнения вынесенных решений.

Финансово-правовой статус Банка России необходимо дополнить правом осуществлять надзор за деятельностью межгосударственных кредитных организаций. Обосновано предложение о необходимости внесения изменений в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и дополнения его правовым механизмом осуществления надзора за межгосударственными банками, действующими на территории Российской Федерации.

но на Allbest.ru

[1]) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ ; ред. от 29.12.2012 // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 28. – Ст. 2790.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Операции центрального банка россии на открытом рынке
Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непос ...

Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования
Правовую основу ипотечного жилищного кредитования составляют федеральные (общероссийские) и местные нормативные правовые акты. Федеральную правовую базу ипотечного жилищного кредитования в настоящее время образуют: - гражданский кодекс Р ...

Общая характеристика рынка потребительского кредитования
Для проведения анализа регионального рынка потребительского кредитования следует рассмотреть общие тенденции в данной сфере в стране и на базе Южного федерального округа, что позволит сформировать общую оценку потребительского кредитовани ...