Страница 1

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Укрепление законности и правопорядка в банковском секторе экономики России приобретает в последнее время особое значение. Это связано, прежде всего, с активным развитием экономики государства, увеличением количества хозяйствующих субъектов, возрастающим объемом денежных потоков между ними и возрастающей в связи с этим ролью кредитных организаций как посредников на рынке финансовых услуг. В период реформ банковский сектор стал одним из сегментов экономики наиболее подверженных совершению правонарушений. Распространены случаи нарушения финансовой дисциплины, среди которых наиболее распространенными являются нарушения-при проведении кредитных операций, организации работы по ведению бухгалтерского учета, достоверности учета и отчетности.

В ходе проведенных в 2011 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов. Если сравнивать показатели 2011 и 2010 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).

Финансово-правовой статус Банка России основан на его общеправовом статусе и имеет следующие особенности: является юридическим лицом, что не свойственно иным органам государственной власти; имеет органы управления, но не имеет учредителей, формирует уставный капитал; является субъектом налогового права с вытекающими отсюда правами и обязанностями налогоплательщика и налогового агента; имеет право осуществлять банковские операции; обязан ежегодно подвергаться аудиторской проверке. Одним из основных элементов финансово-правового статуса Банка России является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.

Исходя из этого правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях, обусловленное статусом органа государственной власти, можно определить, как совокупность законодательно закрепленных финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Банковский надзор существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере денежно-кредитных отношений. Поэтому понятие банковского надзора включает государственно-правовой и экономический аспекты.

Мы предлагаем следующее определение банковского надзора: это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, установленных Банком России нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение мер государственного принуждения за нарушения банковского законодательства.

Банковский надзор можно подразделись на два вида: общий (юридический) и пруденциальный (финансово-правовой). Надзор за деятельностью кредитных организаций может быть предварительным, текущим и последующим.

Финансово-правовой институт пруденциального надзора представляет собой правовую процедуру, направленную на выявление возможных составов пруденциальных правонарушений, состоящих из трех стадий: получения Банком России необходимой информации, правовой квалификации и принятия решения о применении мер принуждения к подконтрольным субъектам. Осуществление процедуры пруденциального банковского надзора обеспечено процессуальными мерами принуждения.

Правовыми формами надзора Банка России выступают: предоставление отчетности и расчетов показателей деятельности; проверка предоставленной информации о показателях деятельности кредитной организации; проверка учета (бухгалтерского, оперативного, статистического); проверка исполнения вынесенных решений.

Финансово-правовой статус Банка России необходимо дополнить правом осуществлять надзор за деятельностью межгосударственных кредитных организаций. Обосновано предложение о необходимости внесения изменений в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и дополнения его правовым механизмом осуществления надзора за межгосударственными банками, действующими на территории Российской Федерации.

но на Allbest.ru

[1]) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ ; ред. от 29.12.2012 // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 28. – Ст. 2790.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Нормативы взаимодействия пенсионного фонда с плательщиками взносов
Персонифицированный учет. В 2010 году отчетными периодами признаются полугодие и календарный год, соответственно, страхователи должны подать сведения до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ) [3]. С 20 ...

Основные виды социального страхования в зарубежных странах
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государств ...

Собственный капитал банка, характеристика его структуры
Собственный капитал составляет основу деятельности коммерческого банка. Он формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка. K собственному капит ...