Статьи » Характеристика сущности и особенностей функционирования исламских банков

Страница 6

Это одна «сторона» мударабы. На другой «стороне», банк выступает как раб уль-маль, финансируя, за счет аккумулированных вышеописанным способом ресурсов, активные операции. Поступления от них также суммируются и распределяются между банком и клиентами сообразно условиям заключенных ими соглашений. То есть прибыль вкладчика, есть часть общей прибыли банка.

Другая модель была предложена в середине 80-х годов. Ее назвали two-window model, то есть двухсекционная модель. Ее суть состоит в том, что с точки зрения применения в активных операциях, пассивы как бы оказываются разделены на две части (секции, окна). В одной находятся вклады типа «амана», в другой – инвестиционные счета. Выбор секции оставлен клиенту, банку остается только принять этот выбор к сведению. Действуя как раб уль-маль банк вправе располагать лишь остатками, находящимися во второй («инвестиционной») секции. Только они создают прибыль банка. Средства в первой секции защищены 100-процентным резервированием и находятся в полном распоряжении вкладчика, но непродуктивны для него и малопродуктивны для банка в плане генерирования прибыли.

Чтобы создавать прибыль, банк проводит активные операции. Шариат предлагает для этого несколько видов контрактов. Их можно разделить на две большие группы: построенные по принципу участия в прибыли и убытках (PLS) и основанные на долговом принципе.

Контракты включает в себя описанную выше мударабу (отчасти) и мушараку («мушарака», или «ширк» от «ша-ра-ка» – «делить, разделять, быть партнером»; собственно, арабское «шарика» означает «коммерческая компания»). Мушарака есть партнерство, товарищество. Из этого следует, что, в отличие от мударабы, в мушараке две и более сторон вносят в дело свой капитал на условии распределения заработанной прибыли, при этом все стороны имеют право активного участия в реализуемом проекте и каждая из них рискует своим взносом. Мушарака, по самой своей сути, предполагает долгосрочность отношений сторон. Фикх, определяя компании как партнерства, выделяет три вида товариществ. Партнерство, основанное на трудовом участии, регулируется контрактом, по которому стороны договариваются выполнять работу (будь то торговая операция, строительство и проч.) совместными усилиями и разделить в оговоренной пропорции полученную прибыль. Партнерство, основанное на репутации, возникает тогда, когда стороны, согласно своей мере кредитоспособности, приобретают в долг товары для торговли ими с последующим распределением прибыли или убытка сообразно тому, какую часть обязательств они обеспечивали за счет гарантий или залога.

Нас, однако, будет интересовать имущественное партнерство. Здесь стороны договариваются о внесении инвестиционного капитала и делят прибыль в заранее определенном соотношении, а убыток – пропорционально своей доле в складочном капитале. Именно этот вид мушараки, естественно, более всего подходит для сферы финансовых услуг и современной экономики вообще.

Мушарака также может различаться с точки зрения закрепленных за партнерами прав. Один вариант – муфавада: партнеры равны как своими вкладами, так и правом распоряжения имуществом компании. Другой – айнан, в котором участники могут быть неравны ни в капитале, ни в полномочиях, ни в том и другом. Иными словами, один из партнеров имеет бόльшую долю в капитале или один из партнеров управляет делами компании, а другой нет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

История возникновения и развития имущественного страхования
Необходимость стабильного развития и существования с давних времён заставляет людей искать различные способы предотвращения или сведения к минимуму вредоносных последствий чрезвычайных происшествий природного, техногенного и иного характе ...

Роль банковского сектора в обеспечении экономического роста
Широкие функциональные возможности банков определяют их высокую значимость в обеспечении финансовой стабильности и перспектив развития российской экономики. Однако за полтора десятилетия рыночных преобразований в России масштабы банковско ...

Анализ клиентской базы
Данный параграф необходим для выявления предпочтений клиентов, оценки клиентской базы – как существующей, так и потенциальной. Увеличение устойчивого роста объемов потребительского кредитования ведет к росту активов и как следствие к увел ...