Статьи » Развитие государственных внебюджетных фондов в России в современных условиях » Создание государственных внебюджетных фондов как основа социального развития

Страница 2

В новейшей истории России государственные социальные внебюджетные фонды стали инструментом реализации осуществляемого в стране постепенного перехода от системы социального обеспечения советского времени к социальному страхованию. Как специфический общественный институт и финансовая категория, государственные внебюджетные фонды появились в результате проведенной в начале 90-х гг. XX века структурной реформы государственных финансов. Цель их создания состояла в снижении бюджетного дефицита и в обеспечении повышения эффективности государственных финансов, в укреплении системы социальной защиты граждан. На государственные внебюджетные фонды была возложена задача финансового обеспечения гарантированных Конституцией прав граждан на социальную защиту в условиях жесточайшего экономического кризиса. В литературе, правда, встречается и иная точка зрения, согласно которой самостоятельно добывать и самостоятельно тратить средства при помощи внебюджетных фондов министерствам в свое время было разрешено лишь потому, что государство вынуждено было признаться в собственном безденежье.

Правовому регулированию общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием средств государственных внебюджетных социальных фондов, посвящена глава 17 Бюджетного Кодекса РФ (БК). В связи с тем, что все названные в БК РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования, следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам (1).

Начиная с 1992 года в России создано и действует большое количество внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды формируются двумя путями. Первый путь - это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях (31, с.182).

Внебюджетные фонды различают по правовому положению и целям создания (рис.1). В сущности, внебюджетные фонды (как финансовая категория) – это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и в целом для общеэкономического развития.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных органов власти (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые – в распоряжении органов местного самоуправления.

Рис. 1.

Виды внебюджетных фондов.

В зависимости от условий целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального назначения, или фонды социального страхования, и экономические фонды. Первые из них предназначены для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность. Социальные фонды имеют перспективу в развитии, а экономические постепенно изживают себя (например, Дорожный фонд, Фонд ветхого жилья, Фонд газификации и т.д.). В данной работе рассматриваются государственные фонды социального страхования, от эффективного функционирования данных фондов зависит благополучие каждого гражданина.

Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов и обеспечения социального равновесия. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики (43, с.250).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие и функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР #9601 от 25 декабря 1990г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Для этог ...

Развитие банковской деятельности
XV – XVI вв. – время великих географических открытий, в этот период наблюдается огромный приток золота и серебра в Европу из Америки, что подорвало монополию банков в обеспечение хозяйства денежными средствами. Но это имело и положительны ...

Проблемы в деятельности Сбербанка на рынке РЦБ и рекомендации по их разрешению
Необходимо отметить, что вся деятельность Сбербанка на рынке ценных бумаг пронизана многочисленными рисками. Любые решения, операции Сбербанка на этом рынке означают, что его он, как его участник принимает на себя ту или иную величину ри ...