Статьи » Развитие государственных внебюджетных фондов в России в современных условиях » Создание государственных внебюджетных фондов как основа социального развития

Страница 4

Появление внебюджетных фондов в России в начале 1990-х гг. вызвано прежде всего тем, что достаточно резкий переход к рыночным отношениям повлек за собой глубокий кризис, поразивший практически все сферы и отрасли экономики. Рынок обнажил скрытые до этого времени проблемы. Выяснилось, что базовые отрасли экономики требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов, легкую и пищевую промышленности необходимо существенно возрождать. Все это привело к нарастанию кризиса в финансовой области, а именно к высокому уровню инфляции, увеличении дефицита бюджетов всех уровней, росту внутреннего и внешнего долга страны. При этом заметно упал жизненный уровень населения, особенно его социально незащищенных слоев. Таким образом, главной причиной возникновения внебюджетных фондов в России явилась необходимость выделить чрезвычайно важные для общества расходы в специальную группу и финансировать их самостоятельными источниками доходов.

Итак, можно отметить, что внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей, среди которых наиболее важными являются:

• фонды запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

• денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

• формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

• страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

• на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

• денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа - Правления фонда.

Подводя итог, переходим к следующим основным выводам:

1. с позиции развития национальной экономической системы целесообразно рассматривать внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь;

2. среди классификаций внебюджетных фондов, на мой взгляд, наиболее комплексным является классификация по целям создания, а не по правовому положению, так как цели создания являются направлениями деятельности;

3. на современном этапе структура государственных внебюджетных фондов постоянно изменяется – часть из них упразднена, другие объединены, третьи прекратили свою деятельность.

Охарактеризовав сущность и понятие государственных внебюджетных фондов, необходимость их создания, виды и основные функции фондов, имеет смысл перейти к более подробному рассмотрению финансово-правовых положений внебюджетных социальных фондов, а также институциональных основ обязательного социального страхования.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Перспективы интеграции российских банков в мировой финансовый рынок
Проведенный анализ международных банковских услуг ведущих иностранных банков показал, что некоторые услуги банк может предоставлять на начальном этапе интеграции в мировую финансовую систему, поскольку это не требует организации сложных э ...

Инструментарий проведения денежно-кредитной политики
Достижение целей денежно-кредитной политики Центральный банк осуществляет с помощью законодательно обозначенного инструментария. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты ...

Методические подходы системного анализа эффективности деятельности банка
Основным методическим подходом при оценке эффективности деятельности банка является анализ деятельности на основе балансовых обобщений, среди которых выделяют: капитальное уравнение баланса, уравнение динамического бухгалтерского баланса, ...