Статьи » Межбанковский кредит и его регулирование » Организация и деятельность межбанковского рынка ссудных капиталов

Страница 3

Дисбаланс спроса и предложения на межбанковском рынке усилил дифференциацию стоимости ресурсов для заемщиков с различным кредитным качеством. В условиях кризиса доверия межбанковские операции стали замыкаться в рамках кредитных клубов. Для многих банков стоимость кредитов возросла многократно. Для средних и особенно малых банков МБК стал труднодоступен, что в ряде случаев привело к ухудшению их финансового положения и даже к банкротствам. Вдобавок международные рейтинговые агентства понизили рейтинги ряда российских банков, это еще более усугубило ситуацию для кредитных организаций, испытывающих финансовые затруднения.

Объем межбанковских кредитов, размещенных отечественными банками, за август – декабрь 2008 года составил 0,68 трлн. руб. Кредитные организации, не имеющие возможности привлекать средства на рынке МБК, стали активно обращаться к банку России. Рефинансирование кредитных организаций способствовало сглаживанию колебаний ставок по рублевым МБК.

Подобное изменение связей между участниками межбанковского рынка не было исключительно российской спецификой. В условиях мирового финансового кризиса сходные процессы наблюдались и в странах континентальной Европы. Крупнейшие операторы межбанковского рынка сократили объемы сделок с мелкими и средними банками, предпочитая размещать средства на депозитах в Европейском центральном банке. Это привело к снижению эффективности управления банковской ликвидностью и к потери репрезентативности межбанковских кредитных ставок – ключевого фактора формирования ставок по кредитам конечным заемщикам. Клубный принцип доверительных отношений, широко распространенный в российской деловой практике, стал массово использоваться и в Европе.

Дестабилизация российского рынка МБК проявлялась в росте уровня и в повышении волатильности процентных ставок по межбанковским кредитным операциям. Кризис доверия, недостаток ликвидности и ослабление рубля обусловили резкие колебания спроса и предложения на межбанковском кредитном рынке. С середины 2008 года уровень ставок стал быстро повышаться. Ставка MIACR по одновременным рублевым МБК 23 января 2009 года достигла 28,0% годовых (максимальное значение с августа 2002 года), среднемесячная ставка в январе составила 16,3% годовых. Среднемесячные ставки по рублевым межбанковским кредитам на более длительные сроки повысились на 11,3 – 20,9 процентного пункта по сравнению с августом 2008 года. Рост ставок и их волатильности усилил неопределенность ценовых ожиданий участников рынка. Спрэд между заявленными ставками привлечения и размещения МБК в последние месяцы 2008 года и в начале 2009 года также увеличился, а значение фактических ставок по заключенных межбанковским сделкам стали существенно отличаться от ставок заявляемых.

Положительным аспектом присутствия на рынке значительной доли крупных, консервативно настроенных банков стало сдерживание роста кредитного риска. На конец 2008 года 73% размещенных и 72% привлеченных МБК приходилось на долю 30 крупнейших банков, преимущественно московских. Доля просроченной задолженности по рублевым МБК, привлеченным российскими банками, по итогам августа – декабря увеличилась менее чем в 3 раза (с 0,05 до 0,13%). Ставка MIACAR по однодневным рублевым МБК редко отклонялась от ставки по междилерскому РЕПО более чем на 2 процентных пункта. Это свидетельствует о том, на российском рынке во второй половине 2008 года уровень кредитного риска по МБК повысился умеренно. Колебания ценовых показателей межбанковских кредитных операций были обусловлены, прежде всего, риском ликвидности.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие потребительского кредита и его классификация
Что же такое потребительский кредит? В России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению. По сути своей - это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление ...

Методы привлечения клиентов в сегментах B2B и B2C: сходства и различия
Если представить все известные методы привлечения клиентов в виде таблицы и отметить в ней те, которые подходят для сегментов B2B и B2C, то мы получим наглядную картину работы отделов маркетинга на разных предприятиях. Очевидно, что для ...

Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка
На современном этапе развития экономических отношений кредит является активным и важным «участником» народнохозяйственных процессов. Без него не обходятся государства, предприятия, организации и население, ни производство и обращение обще ...