Страница 1

Банки используют прямые корреспондентские связи друг с другом не только в интересах клиентов, но и для проведения собственных операций. Такими межбанковскими операциями являются главным образом получение и размещение кредитов и депозитов. Соответственно выделяется особый сегмент финансового рынка – рынок межбанковских кредитов (МБК).Пользователями рынка МБК являются кредиторы и заемщики: первые готовы размещать межбанковские кредиты и / или депозиты; вторые хотели бы такие кредиты и / или депозиты получать. В качестве кредиторов на этом рынке выступают Цен-Тем не менее будет разумным учесть содержание Указания ЦБ «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом» от 30 марта 2004 г. №1410-У.тральный банк и коммерческие банки; в качестве заемщиков – Центральный банк, коммерческие банки и иные кредитные организации (имеющие право проводить соответствующие денежные операции). Рынок МБК – это рынок кредитов (и депозитов), краткосрочных в разной степени: шести- и трехмесячные кредиты; двухмесячные и одномесячные кредиты; кредиты на срок менее одного месяца, нередко на один день, иногда даже на часы («короткие деньги»). Отсюда ясно, что рассматриваемый рынок – нестабильный, «неуравновешенный», сильно подверженный влиянию всевозможных конъюнктурных факторов. Однако главная его особенность связана с другим обстоятельством. Главная функция МБК для основной массы банков – не столько зарабатывание дохода в виде процентов за выданные кредиты и размещенные депозиты, сколько обеспечение своей текущей краткосрочной ликвидности. То есть банки обращаются за такими кредитами (депозитами) тогда, когда им временно не хватает денег для выполнения своих текущих обязательств перед кредиторами, вкладчиками или Центральным банком, а выдают такие кредиты (размещают депозиты) прежде всего для того, чтобы демонстрировать другим участникам рынка свою финансовую устойчивость, т.е. фактически для того, чтобы иметь возможность при необходимости снова получать такие средства от других банков. Рынок МБК в России традиционно считается неоднородным и неустойчивым сегментом рынка. Это очень персонифицированный, «разборчивый» и внутренне противоречивый рынок. Банки, особенно работающие в одном регионе или в одних и тех же секторах финансового рынка, являются друг для друга естественными конкурентами, готовыми всегда помочь «утопить ближнего своего». Но, с другой стороны, в получении межбанковских кредитов и депозитов все они объективно заинтересованы. В результате на практике банки дружно следят друг за другом, а что касается кредитов, то их выдают далеко не всем желающим «собратьям» и всегда в ограниченных объемах. Каждый банк, во-первых, самостоятельно намечает ограниченный круг других банков, которым он готов в данный период времени выдавать кредиты (получается своеобразное молекулярное строение рынка, где каждая «молекула» состоит из небольшого числа «атомов» – банков), во-вторых, на тот же период определяет индивидуальные лимиты кредитования и иные персональные условия взаимодействия с каждым из допущенных в названный круг (в итоге в каждой «молекуле» действуют свои правила). До поры до времени такая структура может работать, хотя и не очень устойчиво и надежно, однако под влиянием тех или иных негативных факторов (идущих, например, от макроэкономической ситуации) «молекулы» периодически распадаются и весь рынок МБК практически перестает существовать. Так было в 1993, 1995 и 1998 гг. А затем его приходится создавать заново. Основными участниками рынка МБК кроме пользователей являются также операторы (организаторы) этого рынка: банки-дилеры и операционные системы. К неосновным участникам российского рынка МБК можно отнести: банки, операции которых в данной сфере носят нерегулярный характер; отечественные и иностранные информационные и информационно-аналитические (в том числе рейтинговые) агентства и службы, обслуживающие данный рынок. Банки-дилеры как организаторы рынка: берут и выдают кредиты (причем берут, как правило, для перепродажи), занимаются конвертацией валют, работают на фондовом рынке; действуют от своего имени, на свой страх и риск (несут полную ответственность перед своими кредиторами и в свою очередь требуют от заемщиков безусловного выполнения взятых ими на себя обязательств); получают доход в виде разницы цен (процентных ставок) покупки и продажи денежных ресурсов; для организации своих операций используют сети корреспондентских отношений (в случае нехватки средств на корреспондентском счете какого-либо банка последний может срочно приобрести кредит у банка-дилера). Под операционными системами (кредитными площадками) понимают специализированные НКО, подлежащие лицензированию со стороны Банка России, которые оказывают участникам рынка МБК сугубо посреднические услуги – «сводят» банки-клиенты напрямую. Операционная система: создает общую информационную среду и обеспечивает клиентов стандартной информацией от других участников рынка (текущие котировки, дополнительные условия, справочные сведения); позволяет клиентам проводить операции с более широким кругом активов и в более широком спектре срочности; получает доход в основном в виде комиссионных от банков-заемщиков (существует также форма абонентской платы за услуги кредитной площадки). Наиболее известными российскими операционными системами являются Московская международная валютная биржа (ММВБ) и Межбанковский финансовый дом (МФД).Организация межбанковского кредитования. Проведение операций на рынке МБК предполагает хорошее информационное обеспечение и налаживание в каждом банке рациональных технологий решений, относящихся к деятельности на МБК. ИнформацияИмеется в виду информация трех типов: общая, аналитическая, конъюнктурная. Общая информация – это новости, которые могут повлиять на состояние денежного рынка и потому необходимы работникам банков для адекватной оценки перспективности заключения сделок. Аналитическая информация представляет собой результат оперативного (текущего) анализа состояния финансового рынка, в том числе оценки краткосрочных тенденций его развития. Желательно, чтобы данная информация была по возможности наглядной. Конъюнктурной считается информация от конкретных участников и операторов рынка, т.е. такая, которая отражает текущее предложение кредитных ресурсов и их котировки, итоги торгов на различных площадках, свидетельствует о финансово-экономическом положении банков – участников данного рынка. Такая информация позволяет оперативно (хотя не всегда адекватно) оценить конъюнктуру конкретного рынка (аппарат такой оценки должен содержаться в блоке аналитической информации). Конъюнктурную информацию собирают, формируют и распространяют банки-дилеры и операционные системы (обычно этим занимаются их специальные подразделения) и специализированные агентства или службы. Каждый банк также собирает и формирует такую информацию для своих нужд. Важнейшая конъюнктурная информация, интересующая все банки и их клиентов, – это текущие ставки, по которым на межбанковском рынке предоставляются и привлекаются кредиты (депозиты). Эти ставки, если они единые и признаются всеми участниками рынка МБК, служат ключевым объективным индикатором его текущего состояния. Следует только иметь в виду, что подобные индикаторы становятся реальными инструментами операционной деятельности банков не на любом этапе развития финансового рынка, а лишь при его хотя бы относительной зрелости. В рыночно развитых странах существует большое разнообразие текущих процентных ставок, которые можно разделить на несколько основных уровней:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ рынка потребительского кредитования
Выбранный рынок потребительского кредитования – рынок олигополистический. Входной барьер на него высок. Но, тем не менее, рынок города и района привлек внимание подразделения крупного регионального банка Ставропольского края ОАО «Ставропо ...

Развитие ипотечного кредитования
Основы ипотеки в Удмуртии были заложены в 1994 году, когда через систему Удмуртского отделения Сбербанка России государство выдало первые долгосрочные жилищные кредиты, разница между процентной ставкой которых и ставкой Сбербанка субсидир ...

Теоретические основы кредитования физических лиц в коммерческих банках
Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является кредитование. Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно- ...