Статьи » Анализ потребительского кредитования в коммерческих банках

В современной России коммерческие банки являются одним из основных звеньев финансовой системы страны. Их активы более чем в 15 раз превышают активы ПИФов, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов вместе взятых. На этом фоне растет доверие населения к банкам: увеличивается число депозитов, наблюдается рост кредитных портфелей банков. Это связано с общими позитивными тенденциями в экономике за последние два года - по мнению ряда российских экономистов, экономическая ситуация в стране в 2009-2010 годах входит в стадию заметного посткризисного оживления.

В этих условиях совершенно очевидно продолжение кредитной экспансии. Потенциал для расширения кредитных операций у российских коммерческих банков достаточно большой, так как отношение выданных кредитов к ВВП в России по сравнению с зарубежными странами остается на низком уровне - 20% (в странах Восточной Европы этот показатель колеблется от 30-40%).

Потребительское кредитование позволяет населению использовать значительные заемные ресурсы на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, оплату неотложных нужд и т.п.

Таким образом, потребительский кредит - это кредит, который предоставляется физическим лицам для приобретения предметов личного потребления. Главное удобство потребительского кредита заключается в том, что деньги, которые заемщик получает, не являются целевыми. То есть, тратить их он имеет право на любые нужды. Кроме того, оформление такого кредита не обычно происходит довольно быстро и не требует залога, а некоторые банки могут выдать его даже без поручителей

Потребительское кредитование как фундаментальная составляющая деятельности банка занимает основное место в объеме банковских операций, приносящих доход. Кредитование выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития, способствует техническому прогрессу.

Обладая значительными позитивными качествами, потребительское кредитование в современной экономике России не реализовало их еще в полной мере. Коммерческие банки, используя потребительское кредитование для развития своей деятельности, опасаются невозврата кредита и связанных с этим крупных потерь.

По форме погашения различают потребительские кредиты с разовым погашением и потребительские кредиты с рассрочкой платежа. Первые распространены очень мало, разовый платеж предполагает единичную выплату всей суммы кредита и процентов по нему. Для физических лиц это достаточно проблематично. А вот второй вид потребительского кредита - с рассрочкой платежа, используются повсеместно. Он позволяет заемщику получить единовременно большую сумму, а потом ежемесячно гасить часть этой суммы и процент. Все это выполняется в соответствии с предоставленным графиком платежей.

Еще по теме:

Фондовая биржа как центральное звено рынка ценных бумаг
В советское время денежный спрос постоянно превышал товарное предложение как средств производства, так и предметов потребления. Избыток денежных доходов через финансово-кредитную систему превращался в накопление крупных финансовых ресурсо ...

Эмиссионные операции банка
Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг. Сущность её заключается в государственной регистрации ценных бумаг, выпускаемых в обращение, для создания гарантии ответственности за принятые обязательства перед владельцами ценных бумаг ...

Совершенствование управления кредитным портфелем банка
На сегодняшний день ОАО «Сбербанк России» представляет собой единую расширенную банковскую сеть, состоящую из территориальных банков, отделений, филиалов, дополнительных офисов. Единым руководящим центром всей системы является ОАО «Сберба ...