Статьи » Анализ потребительского кредитования в коммерческих банках

В современной России коммерческие банки являются одним из основных звеньев финансовой системы страны. Их активы более чем в 15 раз превышают активы ПИФов, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов вместе взятых. На этом фоне растет доверие населения к банкам: увеличивается число депозитов, наблюдается рост кредитных портфелей банков. Это связано с общими позитивными тенденциями в экономике за последние два года - по мнению ряда российских экономистов, экономическая ситуация в стране в 2009-2010 годах входит в стадию заметного посткризисного оживления.

В этих условиях совершенно очевидно продолжение кредитной экспансии. Потенциал для расширения кредитных операций у российских коммерческих банков достаточно большой, так как отношение выданных кредитов к ВВП в России по сравнению с зарубежными странами остается на низком уровне - 20% (в странах Восточной Европы этот показатель колеблется от 30-40%).

Потребительское кредитование позволяет населению использовать значительные заемные ресурсы на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, оплату неотложных нужд и т.п.

Таким образом, потребительский кредит - это кредит, который предоставляется физическим лицам для приобретения предметов личного потребления. Главное удобство потребительского кредита заключается в том, что деньги, которые заемщик получает, не являются целевыми. То есть, тратить их он имеет право на любые нужды. Кроме того, оформление такого кредита не обычно происходит довольно быстро и не требует залога, а некоторые банки могут выдать его даже без поручителей

Потребительское кредитование как фундаментальная составляющая деятельности банка занимает основное место в объеме банковских операций, приносящих доход. Кредитование выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития, способствует техническому прогрессу.

Обладая значительными позитивными качествами, потребительское кредитование в современной экономике России не реализовало их еще в полной мере. Коммерческие банки, используя потребительское кредитование для развития своей деятельности, опасаются невозврата кредита и связанных с этим крупных потерь.

По форме погашения различают потребительские кредиты с разовым погашением и потребительские кредиты с рассрочкой платежа. Первые распространены очень мало, разовый платеж предполагает единичную выплату всей суммы кредита и процентов по нему. Для физических лиц это достаточно проблематично. А вот второй вид потребительского кредита - с рассрочкой платежа, используются повсеместно. Он позволяет заемщику получить единовременно большую сумму, а потом ежемесячно гасить часть этой суммы и процент. Все это выполняется в соответствии с предоставленным графиком платежей.

Еще по теме:

Инвестиционные банки как участники финансового рынка
К банковскому сектору капитала относят коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные банки, банковские дома. Инвестиционные банки - это финансово-кредитные учреждения, специализирующи ...

Реализация сберегательной политики коммерческим банком
Политика банка в области сбыта и коммуникационная политика, позволяют наиболее полно воздействовать на факторы потребительского выбора. Организации сбытовой сети банка с ориентацией на потребности клиентов, а также определение наиболее уд ...

Ожидаемые результаты реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
На развитие рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни оказывает влияние множество факторов, имеющих как внешнюю (макроэкономические факторы), так и внутреннюю (инфраструктурные факторы) природу. Внешние факторы характеризуют общее сос ...