Статьи » Анализ кредитоспособности ссудозаемщиков – юридических лиц и кредитного риска банка » Сравнительная оценка методик оценки кредитоспособности банковских заемщиков

Страница 3

финансовых коэффициентов;

денежного потока;

показателей делового риска.

По словам автора, первый способ российские коммерческие банки применяют чаще всего; второй способ начал распространяться, когда отечественные организации стали составлять форму № 4 «Отчет о движении денежных средств» бухгалтерской отчетности. Третий способ, как утверждает автор, непопулярен из-за того, что требует оценки кредитоспособности с учетом показателей производственной деятельности, т.е. необходим большой объем информации.

Рассмотрим более подробно методику на основе финансовых коэффициентов.

Система финансовых коэффициентов оценки кредитоспособности включает четыре-пять (в зависимости от подхода автора к классификации коэффициентов) групп и 20 - 30 показателей, в числе которых:[11]

коэффициенты ликвидности;

коэффициенты эффективности использования активов;

коэффициенты финансового левериджа;

коэффициенты прибыльности (рентабельности);

В табл. 1.2 указаны методы расчета и нормативы коэффициентов ликвидности.[12]

Следующая группа коэффициентов – коэффициенты использования активов предприятия. Эффективность их использования, по мнению все того же автора, характеризуются показателями оборачиваемости и наиболее распространенный из них – продолжительность одного оборота активов в днях, который определяется по формуле:

Поб = СО / Р х Д, (1.11)

где СО - средние остатки основных и оборотных активов;

Р - выручка от реализации продукции;

Д - число дней в анализируемом периоде.

Таблица 1.2 - Коэффициенты ликвидности

Коэффициент

Расчет

Норматив

К1 - коэффициент покрытия (текущей ликвидности) дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств).

Оборотные средства / краткосрочные обязательства

2

К2 - коэффициент быстрой ликвидности отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.

Дебиторская задолженность + Денежные средства / краткосрочные обязательства

≥ 1

К3 - коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.

Денежные средства / краткосрочные обязательства

≥ 0,2

Рассматривая третью группу коэффициентов, Г.Г. Коробова отмечает, что уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска предприятия, его прибыли, значит, на финансовую устойчивость, т.е. чем выше уровень финансового левериджа, тем больше зависимость от привлеченных (заемных) источников, тем большие расходы несет предприятие по обслуживанию долгов и менее устойчивым считается предприятие.

В анализе финансового состояния предприятия используются следующие наиболее распространенные показатели финансового левериджа:

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала:

Кфл = ЗК / СК, (1.12)

где ЗК – заемный капитал,

СК – собственный капитал.

Оптимальным считается соотношение на уровне единицы. Чем значение ниже единицы, тем меньше зависимость от заемных средств, тем меньше затраты на обслуживание долга.

Коэффициент автономии (независимости):

КА = СК / ВБ, (1.13)

где ВБ – валюта баланса.

Оптимальным считается соотношение на уровне 0,5. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово независимым считается предприятие.

Последняя группа коэффициентов, рассматриваемая в рамках данной дипломной работы, представлена в табл. 1.3.[13]

Таблица 1.3 - Основные коэффициенты прибыльности (рентабельности) предприятия

Коэффициент

Расчет

Экономическое содержание

Рентабельность активов

Чистая прибыль / / Сумма активов

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным

Рентабельность продаж

Чистая прибыль / / Сумма продаж

Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на рубль реализованной продукции

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / / Собственный капитал

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Методы привлечения клиентов в сегментах B2B и B2C: сходства и различия
Если представить все известные методы привлечения клиентов в виде таблицы и отметить в ней те, которые подходят для сегментов B2B и B2C, то мы получим наглядную картину работы отделов маркетинга на разных предприятиях. Очевидно, что для ...

Форма и организация безналичных расчетов
Все хозяйственные сделки завершаются денежными расчетами (наличными или безналичными). Безналичные расчеты включают расчеты между физическими и юридическими лицами, а также с их участием, выполняемые банками в безналичном порядке. Они ос ...

Анализ клиентской базы
Данный параграф необходим для выявления предпочтений клиентов, оценки клиентской базы – как существующей, так и потенциальной. Увеличение устойчивого роста объемов потребительского кредитования ведет к росту активов и как следствие к увел ...