Статьи » Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

Страница 9

Особого внимания заслуживают вопросы об источниках финансирования участия государства в проведении рефинансирования проблемных банков. По оценкам экспертов, сумма, на которую нужно увеличить капитал 7 банков, включенных в список для рекапитализации, составляет 20 млрд. грн. Для ее обеспечения предусматриваются средства государственного бюджета. Но отсутствие достаточного бюджетного ресурса вынудило обратиться к привлечению кредитов МВФ. Предыдущий транш был предоставлен для проведения рефинансирования проблемных банков. Однако его использование оказалось нерациональным - банкиры направили полученные средства иностранным кредиторам, а вкладчикам-резидентам возвращать депозиты не спешили. Большие трудности с проведением рефинансирования банков возникают и у государства. Ведь вложение капитала в уставные фонды предусматривает принятие на себя и долгов банка. Таким образом, по определению экспертов, частные долги превращаются в государственные. И следует учитывать, что проведение рекапитализации банков со стороны правительства не может не сопровождаться коррупцией.

Остановимся на важном вопросе продажи государственных пакетов акций после процедуры оздоровления банков. При этом следует учесть, во-первых, перечень и значение показателей, характеризующих завершение процесса; а во-вторых, определить условия проведения приватизации государственных пакетов акций банков. Рекапитализацию банка можно считать завершенной, когда полностью будут возобновлены его операции, погашены, рефинансированы либо реструктуризированы его обязательства, деятельность банка станет прибыльной, а вкладчики (при желании) смогут беспрепятственно вернуть свои депозиты. Однако это только общие положения, которые необходимо конкретизировать путем определения каждого из показателей, отражающих его деятельность.

Назовем самые важные условия продажи пакетов акций банков, находящихся в собственности государства.

1. Такие операции должны осуществляться согласно требованиям законодательства о приватизации пакетов акций, находящихся в собственности государства (относительно оценки их стоимости, осуществление торгов исключительно на конкурентных основах, соблюдения покупателями требований, касающихся дальнейшего развития объекта, решения социальных проблем и др.).

2. В результате проведения операций рыночная стоимость активов должна превышать расходы в период оздоровления банка за счет бюджетных ресурсов.

3. Полученные в результате такой продажи средства необходимо использовать в интересах налогоплательщиков: на структурную перестройку экономики, снижение уровня налогообложения доходов физических лиц и малого бизнеса, поддержку национального бизнеса в форме увеличения государственных заказов, улучшение условий кредитования населения и отечественных предприятий.

Рекапитализация проблемных банков с участием государства является одним из возможных вариантов их оздоровления в условиях экономического кризиса. Ее цель - создание достаточных условий для расширения активных операций банка, прежде всего кредитования субъектов хозяйственной деятельности и домохозяйств. Такие преобразования следует направить на поддержку совокупного спроса, занятости, создание новых рабочих мест, формирование рыночной инфраструктуры.

Проблемы возврата депозитов и погашения задолженности перед кредиторами банков целесообразно решать путем рефинансирования и реструктуризации их обязательств, а не рекапитализации. При этом риски реструктуризации следует пропорционально распределить между акционерами и государством. Важным условием является также государственная поддержка Фонда гарантирования вкладов физических лиц.

Объемы государственных ресурсов в составе капитала каждого из банков должны определяться с учетом показателей его деятельности, позиции акционеров (как мажоритарных, так и миноритарных), возможностей формирования совместного (государства и частного капитала) контроля за деятельностью высшего менеджмента. Основной целью вложений государственных ресурсов в капитал банка должно стать не получение полного или преимущественного контроля, а его оздоровление для возобновления активных операций, направленных на активизацию кредитования реального сектора экономики.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Центральный банк Российской Федерации , его цели и задачи
Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: “государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального зол ...

Расчеты платежными поручениями
Платежные поручения представляют собой расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. ...

Специфика деятельности зарубежных пенсионных фондов
Во всех рассмотренных ранее моделях пенсионного обеспечения присутствует компонент негосударственного пенсионного страхования, который осуществляется преимущественно частными страховщиками. Их деятельность подразумевает гарантию более выс ...