Статьи » Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

Страница 5

Выбор банков для оздоровления за счет государственных средств проводился по определенным критериям, касающимся объемов депозитов населения и доли активов банка в совокупных активах всей банковской системы Украины. Было принято решение, что банки, нуждающиеся в государственной помощи, должны отвечать следующим требованиям: или сумма депозитов населения в банке должна составлять более 1% депозитов всей банковской системы, или его активы - более 2% суммы активов банковской системы.

Специалисты МВФ и Всемирного банка поддержали государственную программу рекапитализации банков в Украине, поскольку полагали, что в условиях финансового кризиса поступление капитала от их собственников и новых инвесторов стало проблематичным. По мнению экспертов, государство должно поддержать пополнение капитала в проблемных банках, имеющих системное значение. При этом оно должно стать главным акционером и осуществлять полный корпоративный контроль для обеспечения защиты своих интересов. Такой вариант рассматривался в качестве наименее затратного для укрепления банковской системы Украины. В то же время подчеркивалось, что положительных результатов можно достичь, когда вложенные средства будут использованы по целевому назначению (для удовлетворения претензий вкладчиков и обеспечения кредиторов банков). Не исключалось, что собственники банков и необеспеченные кредиторы могут потерять часть или даже все свои инвестиции. После стабилизации финансового состояния банков руководство обязано обеспечить максимальное увеличение стоимости активов банка и подготовить его к продаже частным собственникам.

Таким образом, иностранные эксперты в качестве основной цели рекапитализации проблемных банков с использованием государственных ресурсов предлагали решение проблем по погашению обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Такой подход был принят и правительством. В частности, специалисты Министерства финансов Украины придерживались положения, что "безусловной идеей рекапитализации является обеспечение полного доступа граждан к депозитам".

Такие положения отражают определенные рациональные подходы и заслуживают внимания. Поступления дополнительных вложений от собственников и других инвесторов оказались недостаточными для решения проблем, связанных с обострением финансового кризиса в Украине. Далеко не все ведущие акционеры проблемных банков смогли провести организационные мероприятия по обеспечению их стабильной работы. Обострились проблемы возврата кредитов, привлеченных банковскими учреждениями в предыдущие периоды. В таких условиях возможным путем выхода из кризиса стало предоставление финансовой помощи со стороны государства.

Однако следует учитывать, что существуют и другие пути решения изложенных проблем. В Украине значительные объемы ресурсов граждан изъяты из банковских учреждений. Эти средства используются нерационально (с точки зрения развития финансовой системы). Поэтому прежде всего следовало бы принять меры по возврату таких активов в банковскую систему путем усиления государственных гарантий относительно полного и своевременного возврата депозитов, реструктуризации задолженности банковских учреждений по привлеченным кредитам, включая иностранные займы. Фактически со стороны государственной власти не были задействованы эффективные рычаги влияния на собственников (акционеров) банков с целью направления их деятельности на использование такого ресурса. Недостаточно результативными оказались и операции НБУ по проведению рефинансирования банковского сектора.

Дискуссионным является вопрос о том, что рекапитализация банков в Украине должна быть направлена, в первую очередь, на решение проблем вкладчиков и кредиторов. Оздоровление банков в форме их рекапитализации с использованием государственного ресурса следует ориентировать прежде всего на расширение активных операций банков, на активизацию инвестиций в реальный сектор экономики Украины. Таким образом, банковская система будет создавать условия для увеличения внутреннего платежеспособного спроса, что станет рычагом для оздоровления экономики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Разработка мероприятий по привлечению депозитных средств ОАО ГБ Нижний Новгород
Повышение ставок по вкладам частных лиц, предпринятое ОАО ГБ Нижний Новгород в середине февраля 2006г., стало неожиданностью для многих финансовых аналитиков. Потеряв за пять лет более 15% рынка частных депозитов банк решился на беспрецед ...

Анализ денежных расчетов в Российской Федерации и основные проблемы развития денежного оборота России
В России объем безналичного оборота зависит от размера ВВП, уровня цен, налогов, структуры производства, стоимости материальных и нематериальных ценностей, активов и факторов производства, обращающихся на рынке, процентных ставок по креди ...

Регулирование деятельности биржи
Основными внутренними документами, регламентирующими деятельность биржи, выступают Устав биржи и Правила биржевой торговли. В Уставе отражены все основные положения, определяющие внутреннюю структуру биржи, взаимоотношения членов биржи и ...