Статьи » Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

Страница 3

Во время кризиса в Украине оказалось, что ведущие акционеры проблемных банков не смогли (а в отдельных случаях - и не пытались) стабилизировать их деятельность путем увеличения уставного капитала. Имело место даже выведение активов за пределы Украины. Так, введенная в банке "Надра" временная администрация обнаружила, что его предыдущее руководство проводило рисковую кредитную политику. А расследование СБУ деятельности должностных лиц банков "Надра", «Трансбанка» и некоторых других финансово-кредитных учреждений дало основание сделать выводы о фактах незаконного перевода средств вкладчиков на счета компаний Кипра, Литвы и Латвии.

Для рекапитализации проблемных банков правительство приняло решение об использовании государственных ресурсов. Однако учеными предварительно не были проведены более или менее глубокие исследования целесообразности такого вмешательства государства в банковский сектор. Данные операции, как правило, приводят к значительным изменениям в составе акционеров предприятия, что может стать причиной радикальной перестройки направлений и мотивов его деятельности. Вложенные за счет бюджетных ресурсов (при проведении рекапитализации) средства, как правило, имеют отношение к уставным капиталам государственных банковских учреждений. Цель таких вложений - повышение капитализации государственных банков, которая становится основой укрепления их финансовой базы. Результатом является расширение активных операций по финансированию важных для государства направлений развития экономики, а в отдельных случаях - и решение социальных проблем.

Правительство заинтересовано в проведении рекапитализации в первую очередь государственных, а не частных банков. Увеличение капитала государственных банковских учреждений в условиях кризиса способствует усилению управления экономическими процессами с использованием экономических и административных рычагов. В частности, по решению правительственных структур привлеченные банками ресурсы могут использоваться на предоставление кредитов государственным предприятиям, которые находятся в тяжелом положении. Такое их состояние нередко является следствием проведения несбалансированной (с экономической точки зрения) государственной политики. Примером может быть несоответствие цен и расходов за пользование энергетическими ресурсами для населения и коммунальных предприятий. Это влечет за собой превышение расходов над доходами государственных компаний. В таких ситуациях возникает необходимость предоставления им займов со стороны правительства.

Проведение рекапитализации частных проблемных банков с привлечением государственных средств в условиях стабильного развития экономики нецелесообразно, поскольку национальные ресурсы используются для укрепления частного капитала. Однако во время финансового кризиса осуществление таких операций имеет определенные основания. Быстрый опок депозитов, а также значительные ограничения на привлечение ресурсов путем эмиссий акций и размещения долговых ценных бумаг могут стать причиной ухудшения деятельности не только отдельных банков, но и финансово-кредитной системы в целом. Следствием будет ограничение проведения активных операций, что повлечет за собой уменьшение кредитования экономики, сокращение совокупного спроса и усиление кризисных явлений в ее реальном секторе. В таких условиях государство не может не вмешиваться в решение вопроса оздоровления банковской системы. Одним из способов такого влияния является его непосредственное участие в проведении капитализации негосударственных проблемных банков путем вложения капитала с целью увеличения их уставных фондов. Это значит, что средства налогоплательщиков частично направляются на пополнение капитала негосударственных банков. Государство становится акционером банка, в который сделаны такие вложения, а управление приобретенными пакетами акций передается определенным органам государственной исполнительной власти.

С точки зрения налогоплательщиков, участие государства в рекапитализации коммерческих банков должно быть нацелено на увеличение объемов кредитования национальной экономики и физических лиц, снижение ставок по кредитным операциям, улучшение условий их предоставления, погашения и обслуживания. Такая деятельность на период преодоления финансового кризиса должна также быть направлена на укрепление государственных финансов (прежде всего на рост их объемов и улучшение структуры) и усиление их положительного влияния на развитие экономики. Важно достичь этих результатов без увеличения фискального, ценового, валютного и административного давления. После выхода из кризиса и возобновления действия механизмов рыночного регулирования государство должно выйти из состава акционеров банков, продать приобретенные активы и использовать полученные ресурсы в интересах налогоплательщиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Динамика основных показателей развития социального страхования в зарубежных странах
Начиная со второй половины ХХ века рынки страхования различных стран стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Эта тенденция интеграции национальных страховых рынков затронула все сфе ...

МБК как инструмент регулирования банковской ликвидности
Межбанковские кредиты используются финансовыми учреждениями главным образом для того, чтобы «вписываться» в нормативы ЦБ. При этом крупные банки не доверяют мелким, требуя от них обеспечение. Основной задачей рынка межбанковского кредито ...

Пруденциальный банковский надзор
В целях обеспечения финансовой стабильности банковской системы, уменьшения риска банковских операций и гарантий прав вкладчиков и кредиторов Центральный банк осуществляет пруденциальное регулирование банковской деятельности. Нужно замети ...