В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).
Неотъемлемым инструментом накопительного уровня пенсионного обеспечения являются негосударственные пенсионные фонды, они аккумулируют денежные взносы застрахованных лиц в экономику страны через доверительное управление, для дальнейшего их увеличения. Необходимо отметить, что, на сегодняшний день, по сравнению с другими западными странами, вопрос о необходимости совершенствования пенсионной система в России является актуальным. Несмотря на длительный срок существования реформы, государством было реализовано лишь треть поставленных целей: коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) снижается, дефицит бюджета Пенсионного фонда России растет, а количество лиц, использующих негосударственное пенсионные системы, призванные исправить сложившуюся ситуацию, растет очень медленно. Связано это как с отсутствием механизмов, позволяющих усилить ответственность работника за будущую пенсию, так и с незнанием тех пенсионных продуктов и услуг, которые предлагают негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, необходимость проведения анализа аналогичных систем других стран, имеющих больший опыт их использования, выявления положительных и отрицательных результатов деятельности в данной сфере с целью возможности применения данного опыта относительно ситуации, сложившейся в системе негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и выработки необходимых рекомендаций, не вызывает сомнений.
Во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми, постоянно ведутся поиски эффективной модели пенсионной системы. Помимо причин экономического характера, особенно важной является тенденция старения населения. В большинстве стран мира, включая Россию, ухудшение демографической обстановки, большой риск финансовых дефолтов и другие факторы способствуют увеличению финансовой нагрузки на экономику.
Согласно докладу ООН 2002 года "Старение населения мира: 1950-2050 годы" увеличение пропорции пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается снижением пропорции молодых людей (в возрасте до 15 лет). Это означает, что количество лиц трудоспособного возраста по мере старения населения пропорционально уменьшается относительно людей в возрасте 60 лет и старше [2] Соответственно вместе с сокращением общей численности занятых растет доля государственных расходов на поддержку престарелых и увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества.
Поэтому, начиная с 80-х гг. эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся на тот момент в мире систем пенсионного обеспечения [1].
- Мировые модели пенсионного обеспечения: накопительная и распределительная
- Пенсионная система Российской Федерации
- Обзор пенсионных систем с обязательной накопительной частью: Швеция, Венгрия, Казахстан
- Обзор пенсионных систем с добровольной накопительной частью: Великобритания, США, Германия
- Специфика деятельности российских негосударственных пенсионных фондов
- Специфика деятельности зарубежных пенсионных фондов
- Проблемы деятельности российских негосударственных пенсионных фондов
- Рекомендации и варианты дальнейшего развития НПФ
- Ожидаемые результаты реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
- Заключение
Еще по теме:
Динамический анализ операций с корпоративными
ценными бумагами на начало 2010 г.
События последних нескольких месяцев показывают, что в России происходят значительные изменения. Главным образом, которые проистекают от действий государства. Практически все значимые события последних месяцев, так или иначе, связаны с де ...
Оценка мониторинга деятельности коммерческих банков
Контроль за эффективностью сберегательной политики коммерческого банка может осуществляться с помощью проведения мониторинга. С одной стороны мониторинг это наблюдение за рынком сбережений. А с другой стороны - это процесс анализа и прогн ...
История возникновения и развития имущественного страхования
Необходимость стабильного развития и существования с давних времён заставляет людей искать различные способы предотвращения или сведения к минимуму вредоносных последствий чрезвычайных происшествий природного, техногенного и иного характе ...