Статьи » Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие » Построение оптимальной сберегательной политики коммерческого банка

Страница 2

· расходы по созданию резерва на возможные потери по ссудам;

· отвлечение средств из оборота на операции, не приносящие дохода.

Размер операционных расходов и расходов на рекламу оказывают прямое воздействие на себестоимость привлекаемых банком ресурсов. Что касается влияния норм отчислений в фонд обязательных резервов, то нужно отметить следующее. Фонд обязательных резервов создается Банком России для того, чтобы обеспечить при необходимости своевременное выполнение коммерческим банком перед клиентами своих обязательств но возврат ранее привлеченных денежных средств. ЦБ РФ, изменяя нормы и порядок формирования обязательных резервов, депонируемых на беспроцентных счетах в РКЦ Банка России, Оказывает влияние на кредитный потенциал коммерческих банков. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличивать кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика может привести к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызвать новый виток инфляции. В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида и срока вкладов и депозитов. Так, до 1998 года нормы обязательных резервов, установленные Банком России, были дифференцированы:

- по обязательствам до востребования и сроком до 30 дней - 14%;

- по обязательствам сроком от 31 до 90 дней - 11 %;

- по обязательствам сроком от 91 дня и больше - 8%;

- по счетам в валюте - 9%.

Начиная с 01.01.2000 г. для кредитных организаций были установлены следующие нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц и иностранной валюте - в размере 10 процентов; по денежным средствам физических лиц, привлеченным по вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7 процентов.

В условиях изменения норм отчислений в фонд обязательных резервов коммерческим банкам необходимо учитывать степень влияния этого фактора на себестоимость привлекаемых ресурсов. Математически это можно определить по формуле 3:

С

Р = * 100%,(3)

100 - N

где Р - реальная цена привлеченных средств;

С - рыночная цена привлеченных средств (цена покупки);

N - норма обязательных резервов в процентах.

Например, банк привлек депозит сроком на 2 месяца по ставке 20% годовых, Реальная цена этих средств будет равна: Р - 20/(100-П)* 100 = 22,47%.

Определяя реальную стоимость привлеченных средств как функцию трех переменных - ставки привлечения, срока привлечения (режима начисления процентов) и нормы резервирования - получаем формулу себестоимости привлеченных средств.

Предположим, срок привлечения банком средств составляем 1 год, режим выплаты процентов - единовременно на момент окончания срока действии договора, ставка привлечения - 20% годовых. Для определения себестоимости привлеченных средств R' делаем следующий расчет.

R- 20%, T= 360 дней, n = 11%. Значение t установим 1 месяц или 30 дней. Подставляя значения в формулу, находим R' = 14,67 %.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Определения контрагента на рынке межбанковских кредитов
В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» кредитная организация на договорных началах может привлекать и размещать друг и друга средства в форме вкладов (депозитов) кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые расч ...

Понятие медицинского страхования, его сущность и виды
Забота о здоровье каждого человека является одной из главных задач, стоящих перед государством. Сохранение здоровья как одной из главных ценностей является задачей, которую государство должно решать, прежде всего, правовыми и экономически ...

Организация процесса кредитования физических лиц
Розничное кредитование является ключевым звеном в линейке банковских продуктов. Кредитные продукты Банка отвечают потребностям различных целевых аудиторий: – целевое кредитование; – нецелевые потребительские кредиты; – кредиты на неотл ...