Статьи » Биржа, котировки, котирование и другие полезные вещи

Страница 14

Итак, ценообразование или, выражаясь биржевым языком, котирование, является главной задачей любой биржи. В переводе с немецкого слово «котирование» буквально означает «нумерование, ранжирование, выстраивание в ряд». То есть, для того, чтобы определить итоговую результирующую цену (котировку), которая должна стать ценовым ориентиром, необходим ряд цен, полученных в результате совершения сделок с котируемым активом. Это означает, что сделки с данным активом должны заключаться регулярно в течение времени торгов, каждый день. В свою очередь, регулярность совершения сделок достигается путем концентрации спроса и предложения на бирже. Именно заключение большого количества сделок (по одному и тому же активу) исключает влияние нерыночных факторов на котировку, делает ее максимально приближенной к реальной рыночной ситуации.

Котирование зависит от концентрации спроса и предложения, то есть от количества (а также от объема) заключенных сделок в единицу времени. Поэтому при котировании на биржах за единицу времени берут тот период времени, когда концентрация сделок максимальная. В биржевой практике, увеличение концентрации сделок, как правило, происходит перед закрытием торгов (например, за 30 минут, за 1 час и так далее). Если в течение торговой сессии концентрация сделок примерно одинакова, то для котирования принимают весь период времени торгов.

Говоря о концентрации спроса и предложения на бирже, нельзя не сказать еще об одной стороне работы биржи, без которой не удастся добиться регулярности заключения сделок. Речь идет о ликвидности – фундаментальном понятии любого рынка. Если биржа не будет предпринимать никаких мер по поддержанию или увеличению ликвидности котируемых активов, то количество заключаемых сделок может упасть ниже критической отметки, за которой само котирование становится невозможным. При этом попытки выдать за котировки случайным образом полученные цены приведут лишь к выдаче ложных ценовых ориентиров, введению в заблуждение участников рынка и, как следствие, потере их доверия к самой бирже, к ее способности обеспечивать рыночное ценообразование. Если опять вернуться к нашей метафоре, такая «биржа» превращается из маяка в керосиновую лампу.

Именно благодаря ликвидности достигается уменьшение разрыва между ценами продавцов и покупателей, становятся относительно небольшими отклонения от сделки к сделке, то есть, рынок данного актива становится более сбалансированным. Ликвидность при этом тем выше, чем больше по количеству и объему заключаемых сделок.

В этот момент биржевой механизм ценообразования начинает работать как автоматизированная система управления, в которой объектом управления является результирующая цена (котировка), а в качестве управляющего воздействия выступает разрыв между спросом и предложением. Как только такой разрыв возникает, запускается механизм котирования, который (следуя заранее заданному алгоритму) стремится эту брешь ликвидировать. Это достигается изменением цен спроса и предложения навстречу друг другу, пока они не сойдутся в некоторой точке. Фактически, цена здесь является автоматическим регулятором, своего рода автопилотом соотношения спроса и предложения. Именно поэтому, верно, что биржевое котирование в его классическим виде называют не только самым демократичным и прозрачным, но и самым достоверным способом ценообразования. Также верно и то, что любые попытки административного вмешательства в этот тонкий механизм, приводят к сбоям в его работе. Административным порядком установленная цена не может скомпенсировать разрыв между спросом и предложением. Следствием такого подхода является уход части цены в тень и превращение биржевого механизма в печально известное в прошлом «госснабовское» и «госкомценовское» распределение. В марте 1994 года в России под Междуреченском (Кемеровская область) разбился пассажирский аэробус А-310 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту «Москва – Гонконг». В результате расследования катастрофы, унесшей 75 человеческих жизней, было установлено, что в какой-то момент полета самолет сделал неожиданный крен, и пилоты тотчас же вырвали штурвалы управления у автопилота и вручную старались выровнять машину. Но чем больше они прикладывали усилий, тем больше увеличивался крен и, в конце концов, самолет свалился в штопор и разбился. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, смоделировала ситуацию на специальном тренажере, на котором проходят подготовку пилоты А-310. Результаты оказались ошеломляющие. Оказалось, что все, что нужно было сделать пилотам, – это отпустить штурвалы управления, а остальное все сделал бы автопилот и самолет продолжил бы свой полет. Вывод, – не нужно вмешиваться в работу автопилота.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Еще по теме:

Проблемы развития бирж в России и направления их совершенствования.
История рынка в Западной Европе и США насчитывает более чем три столетия. Организованный рынок ценных бумаг в России существует всего 10 лет. Организационно возрождение бирж было частично подготовлено системой аукционной торговли произво ...

Сущность, источники и виды риска ликвидности
Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности коммерческого банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности. В самом общем понимании ликвидность означает возможность банка своевременно в п ...

Классификация банковских кредитов
В Законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что кредитная организация может предоставлять кредиты под залог движимого и недвижимого имущества, государственных и иных ценных бумаг, гарантии и иные обязательства в соответст ...