Первая сторона вопроса касается непосредственно открытия на контрагента "чистых линий" и определение их объема.
Вторая сторона вопроса касается определения финансовых инструментов, наиболее характерных для национального финансового рынка и еврорынка "FOREX", на котором осуществляются покупки валют, необходимых для расчетов по внешнеторговым операциям.
Охарактеризуем некоторые особенности механизма открытия чистых линий и установления объема при проведении расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам.
Открытие чистых линий и определение сумм лимитов на контрагентов должно сопровождаться анализом платежеспособности страны юридической регистрации контрагента (наличие рейтинга), а также непосредственно финансового состояния самого контрагента. Наличие такого рода рейтингов позволяет устанавливать лимит по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам для страны в максимальных размерах.
Однако отсутствие лимита для страны не запрещает проведение внешнеторговых операций и валютно-обменных сделок с конкретным уполномоченным банком данной страны. Установлению лимита по чистой линии на таких контрагентов может сопровождаться необходимым условием наличия суммы обеспечения на счете в размере, покрывающем объем текущей внешнеторговой операции и валютно-обменной сделки (покрытая чистая линия).
Осуществление расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам нежелательно без установления лимита чистой (покрытой или непокрытой) линии на конкретного контрагента.
В результате анализа данных о банке-партнере аналитическими службами банков рассчитываются коэффициенты, характеризующие структуру активов и пассивов банка-
В ходе проведенного исследования доказано, что для любой страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных ресурсов, возникает объективная необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса в течение пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. С учетом того, что в Республике Беларусь обеспеченность рублевой денежной массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996 - 2009 гг. составляла 63,6%, необходимо применение элементов разработанного в ИЭ НАН Беларуси механизма валютного контроллинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования. Это создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса. Ситуация на всех сегментах белорусского валютного рынка в конце 2010 г. требует применения механизма валютного контроллинга.
На основе результатов исследования разработаны практические рекомендации по реализации механизмов валютного контроллинга и либерализма в валютных отношениях трансформированной экономики Республики Беларусь.
Учеными сформулированы принципы как директивного (дирижизм), так и либерального направлений валютного регулирования, которые нашли применение при организации валютных отношений в белорусской валютной системе. Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:
принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;
принцип определения сферы введения валютного контроллинга;
принцип монопольного положения банков при проведении валютных операций;
принцип декларирования цели и необходимости проведения внешнеэкономических операций (селективность при распределении валюты на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи, лицензирование розничной торговли за иностранную валюту и проведение дилинговых операций по покупке-продаже наличной иностранной валюты;
принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и денежного рынков от европейских рынков национальной валюты (валютного и денежного).
Национальными органами валютного регулирования и контроля применяются разработанные в ходе исследования принципы либерального направления валютного регулирования:
принцип множественности субъектов валютного рынка при проведении дилинговых операций;
принцип либерализации форм расчетов при проведении внешнеэкономических операций, разрешающий применение наличной формы расчетов с использованием иностранной валюты [9, с.186].
Эффективность валютного контроллинга может быть достигнута при обязательном исполнении разработанных принципов директивного направления валютного регулирования. Практика показывает, что валютный контроллинг достигает поставленных целей при последовательном, системном выполнении всех принципов. Однажды введенные элементы либерализации разрушают эффективный механизм валютного контроллинга. В выборе направления валютного регулирования основную роль должна занимать позиция органов государственного валютного регулирования и контроля. Четкость в определении позиции государства дает возможность специалистам компетентно и своевременно реализовывать на практике принципы валютного регулирования.
Еще по теме:
Система страхования вкладов населения в РФ
Системы страхования банковских вкладов в настоящее время действуют более чем в 80 странах мира и представляют собой важный элемент стабильности банковского сектора, обеспечивающий защиту вкладчиков при неблагоприятных экономических услови ...
Классификация безналичных расчетов
Основу классификации безналичных расчетов составляют вид расчетного документа, способ организации платежей, характер экономических связей и состав участников (Приложение А).
Как видно из приведенной схемы, в зависимости от вида расчетног ...
Организация кредитования в учреждениях Сбербанка
Российской Федерации
Первые сберегательные банки, как самостоятельные кредитные учреждения возникли в конце ХVIII-начале ХIХ в. в Германии и Великобритании. Впоследствии сберегательные банки получили развитие во Франции, России и др. странах [22. C. 335].
Сб ...