Если представить все известные методы привлечения клиентов в виде таблицы и отметить в ней те, которые подходят для сегментов B2B и B2C, то мы получим наглядную картину работы отделов маркетинга на разных предприятиях.
Очевидно, что для разных видов бизнеса и продвигать товары и услуги нужно по-разному. Одна из отличительных черт сегмента B2B – личный контакт представителя торговой организации с потенциальным клиентом.
Другие его особенности:
¾ Рациональное (а не эмоциональное – как это часто бывает в сегменте B2C) принятие решения о покупке;
¾ Часто это рынок посредника (при покупке важна возможность заработать на перепродаже, а не личные выгоды от пользования товаром)
¾ Решение о покупке обычно принимается группой людей в течение сравнительно долгого периода времени;
¾ В отличие от сегмента B2C, рынок B2B не массовый (и потенциальных клиентов, как правило, достаточно несложно найти);
¾ Рынок B2B более сложный: бизнес-модели в нем бывают очень запутанными и логика принятия решений порой бывает не ясна даже профессионалам (особенно – в России).
Таблица 1 – Методы привлечения клиентов
№ |
Метод привлечения клиентов |
B2B |
B2C |
1 |
Интернет-маркетинг |
+ |
+ |
2 |
Раздаточные материалы |
+ |
+ |
3 |
Мероприятия |
+ |
+ |
4 |
Связи с общественностью (PR) |
+ |
+ |
5 |
Реклама в традиционных СМИ |
- |
+ |
6 |
Другие виды рекламы |
- |
+ |
7 |
Работа с базами данных |
+ |
- |
Продолжение таблицы 1 | |||
8 |
Откаты |
+ |
- |
9 |
Прочее |
+ |
+ |
Из этой сводной таблицы наглядно видно, что часть методов является общей для обоих сегментов, а часть подходит только для одного из них.
В сегменте B2B большое внимание следует уделить двум методам, которые даже рассматривать не придет в голову на рынке B2C – пресловутым откатам и работе с базами данных (как их разновидность – системы CRM)
Традиционную рекламу (в том числе, в так называемых тематических изданиях) в B2B не рассматривается вообще. Про массовые СМИ комментарии излишне, т.к. в них подобную рекламу никогда не обнародуют. Что же касается «отраслевых» СМИ, то в отличие от развитых стран (например, США) в России таких изданий просто нет. Есть издания, которые себя выдают за таковых, однако на самом деле ими не являются. Критерий оценки очень простой: система распространения. Хорошие издания покупают. Плохие вручают бесплатно. Неизвестно ни одного отраслевого издания в сфере B2B с платной системой распространения.
Если говорить про B2B, то, на мой взгляд, для привлечения клиентов здесь лучше всего подходят интернет-маркетинг и сопровождение отдела продаж. При профессиональной организации этих работ, это даст очень высокую отдачу.
Еще по теме:
Пути совершенствования банковского кредитования
За последнее десятилетие система кредитования в России проделала значительный путь развития. По существу, изменилась не только философия банковского дела, но и технология кредитных операций.
Специфика современной практики кредитования со ...
Оценка предложенных мероприятий
Наиболее объективная оценка предложений и рекомендаций достигается при условии всестороннего их рассмотрения с нескольких позиций: экономических и социальных; количественных и качественных; текущих и перспективных.
Чтобы провести процесс ...
Формирование и разработка объема банковских услуг
Финансовые услуги банка -
это новый вид банковских услуг, получивших наибольшее распространение в постсоветский период. Финансовые услуги включают трастовые, лизинговые и факторинговые, которые предоставляются различным клиентам, а также ...