Статьи » Развитие государственных внебюджетных фондов в России в современных условиях » Институциональные основы обязательного социального страхования в современных условиях

Страница 6

Федеральный Фонд (а также территориальные фонды) обязательного медицинского страхования (ФОМС) были созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г., а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 г.» от 24 февраля 1993 г. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления (30).

Основными направлениями расходования средств из ФОМС являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов, другие мероприятия. Бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой РФ.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в целом источниками формирования доходов государственных внебюджетных социальных фондов являются: специальные налоги и сборы; средства из бюджета; кредиты и займы; доходы от размещения свободных средств; доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом. Однако основным источником пополнения бюджетов фондов являются специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Определенная часть бюджетов фондов формируется за счет средств государственных бюджетов, которые поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Управление внебюджетными фондами в целом осуществляют: коллегиальный орган - правление; единоличный орган - председатель правления, директор. Назначение членов правления и директоров фондов на данный момент осуществляет Правительство РФ и утверждает Государственная Дума РФ.

В научной литературе можно встретить различные точки зрения относительно позитивных и негативных сторон такой формы финансово-кредитной деятельности государства, как аккумуляция денежных средств в целевых внебюджетных фондах. В частности, в числе преимуществ внебюджетных фондов как инструмента мобилизации и использования государственных ресурсов по сравнению с государственным бюджетом исследователи выделяют: возможность строго целевого расходования мобилизованных ресурсов и как следствие - минимизация возможности ущемления интересов наиболее уязвимых в условиях рынка слоев населения; гарантию оперативного анализа и корректировки доходов и объемов их использования и связанное с этим повышение степени надежности финансовой социальной защиты; возможность четкого определения дефицита и профицита средств бюджета фонда; вероятность гибкого (по сравнению с бюджетом) маневрирования имеющимися финансовыми ресурсами; расширение возможностей формирования государственных доходов, выход их за рамки бюджетных методов, в том числе - возможность вкладывать свободные финансовые ресурсы в надежные коммерческие проекты; возможность посредством совершенствования правового режима использования денежных средств фондов перейти к системе "смешанного" финансирования социальных выплат, образовать качественно новую модель формирования и распределения финансовых средств, связанную с установлением зависимости между размером уплаченного обязательного взноса (платежа) и размером выплачиваемых в дальнейшем пенсий и пособий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Снижение уровня инфляции
С инфляцией, главным врагом хозяйственного развития и инвестиционной активности, положение намного сложнее, поскольку ее уровень определяется влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Для обуздания инфляции, не исключено, могу ...

Кредитоспособность ссудозаемщика. Сущность, особенности
Активными периодами исследования понятия кредитоспособности являются первые десятилетия XX в. и начало 1990-х гг. Единое мнение о понятии кредитоспособности заемщика пока не выработано. Многие отечественные исследователи, такие как Н.Х. Б ...

Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка
На современном этапе развития экономических отношений кредит является активным и важным «участником» народнохозяйственных процессов. Без него не обходятся государства, предприятия, организации и население, ни производство и обращение обще ...