Статьи » Развитие государственных внебюджетных фондов в России в современных условиях » Институциональные основы обязательного социального страхования в современных условиях

Страница 7

Помимо сказанного, М. И. Кучма в качестве важнейшей позитивной черты внебюджетных фондов как финансового инструмента социальной политики выделяет наличие у фондов обязательства перед застрахованными по производству определенного вида выплат. Среди основных недостатков деятельности внебюджетных фондов (не только социальных, но и всех прочих) исследователи выделяют, прежде всего: их финансовую несамостоятельность; не всегда оправданный "отток" средств из бюджетов во вновь образуемые внебюджетные фонды в связи с широким использованием инструмента внебюджетных фондов для финансирования дополнительных расходов в самых различных сферах деятельности; ослабление контроля за эффективным целевым использованием аккумулируемых средств, обусловленное передачей полномочий по осуществлению контроля органам управления самих фондов; отсутствие долгосрочной стратегии развития внебюджетных фондов и, в частности, системы государственного социального страхования и ее финансовой основы.

Можно заключить, таким образом, что деятельность внебюджетных социальных фондов в целом дает определенные преимущества для повышения эффективности управления государственными финансами. При этом последовательное развитие системы государственных внебюджетных социальных фондов привело к тому, что они стали формироваться не только как самостоятельные финансовые специализированные учреждения, но и приобрели со временем новые специфические черты, свойственные органам государственного управления и органам контроля за формированием, распределением и использованием государственных денежных средств. Однако прежде чем завершить характеристику правовых основ деятельности внебюджетных фондов, предусмотренных в Бюджетном Кодексе РФ (БК), следует отметить, что согласно ст. 13 БК РФ, расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 143 БК РФ федеральным законом должны определяться правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов (1).

Следовательно, Бюджетный кодекс РФ предусматривает издание специального федерального законодательного акта, регулирующего основы деятельности государственных внебюджетных фондов. Однако до настоящего времени такой закон не принят. Между тем, учитывая существующую на данный момент юридическую неопределенность трактовки категории "государственный внебюджетный фонд", именно такой закон мог бы устранить существующие противоречия и установить единую правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов. Можно также согласиться с мнением М. И. Кучмы, который считает, что создание единой правовой платформы для всех внебюджетных фондов государственного социального страхования могло бы начаться с унификации правил регистрации страхователей, упрощения и унификации системы взимания страховых платежей, персонифицированного учета страховых взносов, мер юридической ответственности за нарушение законодательства о социальном страховании и порядка их применения, системы управления фондами.

Таким образом, в первой главе исследована сущность социального страхования в России и выявлено, что система социального страхования – это один из институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Пути совершенствования организации кредитования
В условиях рыночной экономики возрастает роль внутренних и внешних факторов, способных вызвать у заемщика финансовые затруднения, которые повлекут за собой возникновение просроченной задолженности. С целью уменьшения риска невыполнения кл ...

Оценка кредитного риска банка и разработка направлений его снижения
Система управления рисками в Банке направлена на выявление, измерение, контроль и предотвращение финансовых рисков, минимизацию их влияния на запланированную прибыль и устойчивую работу Банка. Оценка принимаемого риска служит основой для ...

Общая характеристика Пушкинского отделения № 2009 Сбербанка России
Дополнительный офис № Пушкинского располагается по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Оранжерейная ул., 46, лит. А пом. 1-Н, является внутренним структурным подразделением Сбербанка России. Порядок открытия и закрытия дополнительных офис ...