Статьи » Методология и организация краткосрочного кредитования субъектов хозяйствования » Направления совершенствования кредитования субъектов хозяйствования коммерческими банками

Страница 5

Существенное влияние на уровень кредитного риска имеет также профессиональная подготовка сотрудников кредитного отдела, их опыт и ответственность на всех этапах кредитного процесса, начиная с рассмотрения заявки и заканчивая погашением кредита. В связи с этим, необходимо анализировать стратегию банка, направленную на развитие (обучение) специалистов филиалов.

Подводя итоги вышесказанного, еще раз подчеркнем: развитие кредитных отношений коммерческих банков с субъектами хозяйствования зависит как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий - заемщиков.

В практике любого банка возникают ситуации недобросовестного выполнения обязанностей, установленных в кредитном договоре, заемщиками перед своими кредиторами. Это, в свою очередь ведет к повышению кредитного риска. С этой целью банками определяется последовательность действий с момента выявления проблем, связанных с кредитным риском, до полного их разрешения, организации работы с проблемной задолженностью, разработкой и принятием мер, обеспечивающих решение данных задач для минимизации кредитного риска в банке.

Под проблемной задолженностью следует считать:

- просроченную (сомнительную) задолженность по счетам до востребования, срочным вкладам, по предоставленным кредитам;

- просроченные проценты по счетам до востребования, срочным вкладам, предоставленным кредитам;

- просроченную (сомнительную) задолженность по долгосрочным и краткосрочным кредитам, факторингу, лизингу, исполненным гарантийным обязательствам юридическим лицам [35, с.3.].

Основными признаками, свидетельствующими о возможном возникновении проблемной задолженности, являются:

- задержка предоставления должником финансовой и бухгалтерской отчетности без наличия объективных причин;

- неоднократное образование просроченных платежей по основному долгу и процентам в период проведения активной операции;

- систематические (2 и более раз) обращения должника с просьбой об изменении условий договора (о переносе промежуточных сроков погашения, снижении процентной, лизинговой ставки, увеличении лимита, изменении размера выкупной стоимости и т.п.);

- изменения денежных потоков должника по сравнению с планируемыми до проведения активной операции;

- снижение размера фактического поступления выручки от реализации продукции по сравнению с планируемыми при подаче заявки на проведение активной операции;

- прекращение контактов с работниками банка (например: отказы на приглашения посетить банк, от переговоров, кредитополучатель (лизингополучатель) не отвечает на телефонные звонки и др.);

- подтвержденная негативная информация о должнике из разных источников;

- негативные отклики в прессе (в том числе объявления о ликвидации, реорганизации, банкротстве).

Всю работу банка с проблемными кредитами можно разделить на несколько этапов.

Основной этап работы при проведении активных операций банка, подверженных кредитному риску — мониторинг.

Мониторинг (сопровождение) - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления. Это планомерный и систематический процесс контроля за реализацией сделки, своевременное выявление изменений в ходе ее и обоснованное принятие корректирующих действий, направленных на минимизацию потерь, связанных с кредитным риском.

Одной из важнейших задач мониторинга является своевременное выявление проблемной задолженности с целью минимизации убытков банка.

Функции служб учреждений банка по минимизации рисков возникновения проблемной задолженности на этапе мониторинга следующие:

- регулярный (как правило, ежеквартальный, ежемесячный, при необходимости, (по межбанковским сделкам) на текущую дату месяца) анализ финансово-хозяйственной деятельности должника (в том числе банков-должников);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Повышение профессионализма банковских служащих
тнВостребованность специалиста на рынке труда во многом определяется уровнем его квалификации. Высокая квалификация персонала – важнейшее конкурентное преимущество компании, в т.ч. и коммерческого банка. Повышение квалификации должно обе ...

Государственные гарантии, предоставляемые гражданам Российской Федерации по оказанию медицинской помощи
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации ежегодно принимает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федера ...

B2B - бизнес для бизнеса
B2B - это тот вид деятельности, когда две компании проводят бизнес транзакции с помощью Интернет. Например, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, ...