Кредитная политика банка » Влияние процентной политики на доходность кредитных операций

Страница 6

За рубежом были разработаны более сложные модели установления ставок по кредитам, которые позво­ляют банку получать достаточные средства для возмещения всех расходов и по­крытия всех рисков. Одной из подобных моделей является метод установления ставок по принципу "стоимость-выгодность", который состоит из трех про­стейших компонентов: 1) оценки совокупного дохода по кредиту в условиях раз­личных уровней процентных ставок и прочего вознаграждения банку; 2) оценки чистой суммы предоставляемых в кредит средств (за вычетом любых депозитов, которые заемщик обязуется держать в банке, и с учетом требований к резерви­рованию, предъявляемых Центробанком); 3) оценки прибыли по кредиту до налогообложе­ния путем деления оценочного дохода по кредиту на чистую сумму предоставля­емых в кредит средств, которой будет фактически пользоваться заемщик.

Предположим, например, что заемщик просит об открытии кредитной линии на сумму в 5 млн. руб., но фактически ис­пользует только 4 млн. руб. по ставке в 20%. Клиенту необходимо уплатить комиссию за обязательство в 1% суммы неиспользованной кредитной линии. Более того, банк настаивает на поддержании клиентом компенсационных ос­татков (депозитов) в размере 20% фактически полученной суммы в пределах кредитной линии и в размере 5% неиспользованной суммы кредитной линии. Требования к резервированию, установленные центральным банком, состав­ляют 10%. Исходя из приведенных данных, мы имеем следующее:

Оценка дохода по кредиту

=

(Использованная часть кредитной линии)

+

(Неиспользованная часть кредитной линии)

= 810 000 .

4 000 000 х 0,20

1 000 000 х 0,01

Оценка размера средств банка, используемых заемщиком

(Требования к компенсационным

остаткам)

= 4 000 000 -

(4 000 000 х 0,20 + 1 000 000 х 0,05) +

(Требования к резервированию)

+ 0,10

(4 000 000 х 0,20 + 1 000 000 х 0,05) =

= 3 235 000

Оценка прибыли банка по данному кредиту до налогообложения

= 810 000 + 3 235 000 = 25,0%

Если прибыль банка по данному кредиту до налогообложения однозначно перекрывает стоимость затраченных на него банковских средств, то при при­нятии решения о кредитовании менеджеры должны учесть риск, присущий кредитованию, и желание руководства банка получить маржу прибыли в раз­мере полной стоимости кредита (включая налоги).

Подход к установлению ставок с точки зрения "стоимость - выгодность" яв­ляется лишь одной из частей солее широкой концепции, известной под назва­нием "анализ доходности клиента". Данный метод установления ставки по кредиту предполагает, что банк должен при оценке каждой кредитной заявки принимать в расчет все взаимоотношения с данным клиентом. При анализе до­ходности особое внимание обращается на прибыль от всех взаимоотношений с клиентом, рассчитываемую по следующей формуле:

Доходы, получаемые банком от клиента, могут включать проценты по кре­диту, комиссию за обязательство, комиссию за управление наличными средст­вами и обработку цифровой информации. Расходы, связанные с клиентом, мо­гут включать заработную плату банковских сотрудников, расходы на изучение кредитной документации, проценты по депозитам, расходы по проверке сче­тов и стоимость обработки (включая оплату чеков, учет кредитов и депози­тов, услуги по хранению ценностей в сейфах), а также стоимость приобретен­ных кредитных ресурсов. Чистые кредитные ресурсы представляют собой сум­му кредита, предоставленного клиенту, за вычетом средней суммы его депози­тов (скорректированной с учетом требований к резервированию).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Российская практика
Российские банки в своей практике используют подобные методы оценки, например в Сбербанке РФ платежеспособность заемщика определяется следующим образом: Р = ДчхКхТ, (12.1) где Дч – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом в ...

Практика расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь в настоящее время
Банки нашей страны стали осуществлять операции с использованием карточек международных банковских ассоциаций начиная со второй половины 1993 года. В марте 1994 года ведущие белорусские банки совместно с Национальным банком Республики Бела ...

История возникновения пластиковой карты
Предшественниками современных карт были карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века. Эти товарные карточки имели два назначения – следить за счетом клиента и обеспечить механизм запис ...