За рубежом были разработаны более сложные модели установления ставок по кредитам, которые позволяют банку получать достаточные средства для возмещения всех расходов и покрытия всех рисков. Одной из подобных моделей является метод установления ставок по принципу "стоимость-выгодность", который состоит из трех простейших компонентов: 1) оценки совокупного дохода по кредиту в условиях различных уровней процентных ставок и прочего вознаграждения банку; 2) оценки чистой суммы предоставляемых в кредит средств (за вычетом любых депозитов, которые заемщик обязуется держать в банке, и с учетом требований к резервированию, предъявляемых Центробанком); 3) оценки прибыли по кредиту до налогообложения путем деления оценочного дохода по кредиту на чистую сумму предоставляемых в кредит средств, которой будет фактически пользоваться заемщик.
Предположим, например, что заемщик просит об открытии кредитной линии на сумму в 5 млн. руб., но фактически использует только 4 млн. руб. по ставке в 20%. Клиенту необходимо уплатить комиссию за обязательство в 1% суммы неиспользованной кредитной линии. Более того, банк настаивает на поддержании клиентом компенсационных остатков (депозитов) в размере 20% фактически полученной суммы в пределах кредитной линии и в размере 5% неиспользованной суммы кредитной линии. Требования к резервированию, установленные центральным банком, составляют 10%. Исходя из приведенных данных, мы имеем следующее:
Оценка дохода по кредиту |
= |
(Использованная часть кредитной линии) |
+ |
(Неиспользованная часть кредитной линии) |
= 810 000 . |
4 000 000 х 0,20 |
1 000 000 х 0,01 |
Оценка размера средств банка, используемых заемщиком |
(Требования к компенсационным остаткам) | |
= 4 000 000 - |
(4 000 000 х 0,20 + 1 000 000 х 0,05) + | |
(Требования к резервированию) | ||
+ 0,10 |
(4 000 000 х 0,20 + 1 000 000 х 0,05) = | |
= 3 235 000 |
Оценка прибыли банка по данному кредиту до налогообложения |
= 810 000 + 3 235 000 = 25,0% |
Если прибыль банка по данному кредиту до налогообложения однозначно перекрывает стоимость затраченных на него банковских средств, то при принятии решения о кредитовании менеджеры должны учесть риск, присущий кредитованию, и желание руководства банка получить маржу прибыли в размере полной стоимости кредита (включая налоги).
Подход к установлению ставок с точки зрения "стоимость - выгодность" является лишь одной из частей солее широкой концепции, известной под названием "анализ доходности клиента". Данный метод установления ставки по кредиту предполагает, что банк должен при оценке каждой кредитной заявки принимать в расчет все взаимоотношения с данным клиентом. При анализе доходности особое внимание обращается на прибыль от всех взаимоотношений с клиентом, рассчитываемую по следующей формуле:
Доходы, получаемые банком от клиента, могут включать проценты по кредиту, комиссию за обязательство, комиссию за управление наличными средствами и обработку цифровой информации. Расходы, связанные с клиентом, могут включать заработную плату банковских сотрудников, расходы на изучение кредитной документации, проценты по депозитам, расходы по проверке счетов и стоимость обработки (включая оплату чеков, учет кредитов и депозитов, услуги по хранению ценностей в сейфах), а также стоимость приобретенных кредитных ресурсов. Чистые кредитные ресурсы представляют собой сумму кредита, предоставленного клиенту, за вычетом средней суммы его депозитов (скорректированной с учетом требований к резервированию).
Еще по теме:
Российская практика
Российские банки в своей практике используют подобные методы оценки, например в Сбербанке РФ платежеспособность заемщика определяется следующим образом:
Р = ДчхКхТ, (12.1)
где Дч – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом в ...
Практика расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в
Республике Беларусь в настоящее время
Банки нашей страны стали осуществлять операции с использованием карточек международных банковских ассоциаций начиная со второй половины 1993 года. В марте 1994 года ведущие белорусские банки совместно с Национальным банком Республики Бела ...
История возникновения пластиковой карты
Предшественниками современных карт были карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века. Эти товарные карточки имели два назначения – следить за счетом клиента и обеспечить механизм запис ...